Комментарии пользователя

Хм...

давайте конкретно.

В первом стихотворении нет ничего фальшивого. Есть примитивность поэтического мастерства и некоторая "литературность" сюжета, но эти же качества свойственны древнегреческим трагедиям, трагедиям Расина и Корнелия, вообще театральному искусству. И что еще более ценно: любой, кто прочитает этот стих, запомнит его навсегда, критикуя или нет.

Во втором стихотворении есть целый ряд строк, которые для меня, как раз, явились щелочками сквозь время:


"Где рядом с гордой выцветшей шинелью

Буденовка висела на гвозде…"


"Но стоило лишь тетушке из Курcка

Съязвить, задев их общий идеал,

Что, дескать, коммунистам чужды чувства, –

Ее у нас я больше не видал…"


"Вернись теперь назад тот офицерик,

Отец ему за все бы отплатил!"


"Отец из школ вышвыривал иконы,

В атаках кровью истекал не раз,

На митингах провозглашал законы,

Не замечая чьих-то нежных глаз…"


"Бой человека делает упрямым,

Решительным, красивым, может быть,

В тот грозный год, я понимаю, мама,

Ты не могла отца не полюбить."


Я не хочу расшифровывать все, что мне говорят эти простые, страшные и честные строки, но для меня это почти как летопись Нестора...


Что же касается есенинско-рубцовских интонаций и лиричности, мне это как раз кажется неинтересным - "штамповано-заводским", краской телесного цвета - именно потому что в этом нет проявления ни личности автора, ни чего-то особенного, и ничего из деталей эпохи.


Видите, Михаил, какие у нас разные взгляды, казалось бы))

Но я вас понимаю... Например, я стал смотреть на живопись соцреализма по-другому совсем недавно. И меня поразило пару лет назад ВДНХ. Я жил в детстве и юности неподалеку, часто там бывал, считал все это уродством и ширпотребом. А тут вдруг понял -  передо мной эпоха - и патетическая, и страшная - со своей эстетикой, пусть и с оттенком кича, но сильная по энергетике и со своим почерком.

Юра, 

интересно читать. Многое для меня спорно, но интересно и радостно осознавать, что не одно мня волнуют все эти, казалось бы, бесполезные вопросы.

Мне кажется, что наоборот, в юности уверен, что взаимопонимание существует со многими - потому что все смотрят похожие фильмы, читают похожую литературу и  обучаются в похожих школах, а чем дальше живешь, тем больше расходишься со сверстниками и вообще с окружающими, пока в конце концов не останешься один, и не понятно - то ли это ты заблудился, то ли - весь остальной мир))

А почему дизлайк, Михаил?

Они, безусловно, политизированы, но и драматургия отменная, и эпоха видна. 

Вы привели лирические стихи, они милые, безусловно, но и они - как из под крона лирической позиции СССР вылились, причем, конечно, лучшей...но достаточно типичной.

Произведение: Пчелы | Тищенко Михаил | 17:14:08 25.07.2023

спасибо, Сережа, поправил))

Произведение: Пчелы | Тищенко Михаил | 17:07:39 25.07.2023

не, ты добрый тоже, но ты охотник, а я только доброжелательный зритель,  природа это чувствует))

Да, про лапы//лапки ты прав, на лапках они носят пыльцу, рифмовка отключила критическое знание, подумаю...

Произведение: Пчелы | Тищенко Михаил | 16:21:44 25.07.2023

это потому что ты знаком с пчелами более через реальные укусы, чем через осознание того, чем они являются... А я пчел люблю и часто глажу по спинкам (и шмелей тоже))

И никто меня не кусает!

Произведение: Пчелы | Тищенко Михаил | 16:01:38 25.07.2023

Сережа,

да и кровь "жалит", "опьяняет", "убивает" - инфаркты, инсульты, оторвавшиеся тромбы, отравления....

Похоже, в нашем мире нет ничего и никого однозначно хорошего или плохого и важно что-то не само по себе, а тем - для чего служит))

Произведение: Гитаристы | Тищенко Михаил | 15:21:26 25.07.2023

     Володя,

     все-таки не нищета их наполняет звуками, а богатство ощущений и техническая возможность их передать музыкально.

     Кстати, мне пришлось близко общаться с музыкантами, причем хорошего уровня. Одной из площадок, где я играл в бадминтон в студенческие годы, был спортивный зал московской консерватории с постоянной компанией партнеров, туда захаживали, например, и победители конкурсов Чайковского. У меня в семье есть несколько профессиональных музыкантов, мне доводилось слушать у себя дома игру на гитаре, например, ученика Фраучи, а фортепианная музыка "в натуре" присутствовала в доме и в юности, и сейчас, когда играют мои сыновья. 

     Ни в коей мере не судя огульно всех, не могу не заметить, что у меня сложилось мнение, что музыкантам свойственен богатейший мир оттенков чувств и ощущений именно в музыке, но далеко не все из них способны следовать в жизни тому, что испытывают в музыке.  Почему и как это происходит, я не знаю, и хотел бы ошибаться. Да и мои мальчики пример обратного.

     А вот  то, что богатство и даже просто достаток - большее испытание для души, чем нищета - это, действительно, факт))

Произведение: Пчелы | Тищенко Михаил | 14:48:34 25.07.2023

ага, понимаю, в русской культуре пчелы такие милые существа, несущие мед.. А вот, как они видятся человеку, столнувшимся с ним ближе в разных культурах:


     "...в Древнем Египте пчела являлась священным насекомым и изображалась на обелисках и прошениях фараону, как знак преданности. Египтяне боготворили пчелу и видели в ней образец преданности, трудолюбия и бесстрашия к смерти. Согласно представлениям Египтян о загробной жизни, покидая тело, душа превращалась в золотую пчелу и уносилась в небеса к самому Солнцу. Именно поэтому в усыпальницах первой династии фараонов археологи находят изображения пчел и чаши с мёдом, который, надо сказать, в ряде случаев сохранил свои свойства и по сей день.

      Не обошла вниманием пчел и Древнегреческая мифология, где упоминания о богах щедро разбавлены сказаниями о пчелах. И даже олимпийские боги, как известно, избрали для себя пищей амброзию и божественный нектар, которые на деле являются ни чем иным, как пыльцой и цветочным нектаром. Эмблемой верховного бога Зевса в Древней Греции считали пчелу и орла, символизирующих собой трудолюбие и мудрость.

     Французские и Швейцарские народы в своих представлениях о пчеле и ее месте в этом мире были близки к Древним Египтянам и свято верили в то, что пчелы - не что иное, как души умерших людей. Благородные мужи украшали свои гербы и щиты изображениями пчелы, символизирующими мудрость и неутомимость. А верховный Бог северного эпоса Один прославился тем, что хитростью добыл мёд у великанов. Викинги верили в то, что храбро павших в бою в другой жизни ожидало в неиссякаемых количествах медовое молоко козы Хейдрун.

     Не обделили пчелу вниманием и индейцы племени Майя, всячески старавшиеся не причинять вреда насекомым при работе с ними. Если же пчела все-таки погибала, ее заворачивали в листок и предавали земле. Из пчелиного воска Майя изготавливали свечи, которые приносили в дар своим богам.

(www.dobryj-pasechnik.ru/public/o_pchelah/304.html)


     "В мифологии хеттов именно пчела нашла пропавшего бога Телепина, вместе с которым с земли ушло благополучие, и разбудила его укусом. Древние греки были уверены, что их владыку Зевса в младенчестве вскармливали мёдом Мелисса, дочь критского царя Мелиссия, а богиню Артемиду, покровительницу животных и охоты, часто изображали пчелой[. На некоторых древнейших монетах мира, которые были сделаны в Древней Греции, была изображена пчела. 

     Известно, что в древние времена в Палестине процветало пчеловодство, причём множество пчелиных роёв обитало на скалах: в жаркие дни вытопившийся из сотов (восковых построек пчёл из шестигранных ячеек) мёд стекал по камням вниз, и оттого эти места получили поэтическое название «земля, где текут молоко и мёд».[25]           Согласно палеонтологическим данным, пчёлы обитают на Земле уже 30 миллионов лет — их окаменевшие останки найдены в пластах третичного периода. Человек же существует лишь 2 миллиона лет, а Homo sapiens и того меньше — считанные десятки тысяч лет.

(ru.wikipedia.org/wiki/Пчёлы)


     Конечно,  русский читатель не прочитывает связи "моих пчел" со всей этой информацией, но образ собирательницы смысла существования на Земле, ее меда, должен прочитываться. Может быть, именно в этом и есть смыл наших жизней (а не в каких-либо эгоистических стремлениях и потугах). 

     Кстати, забавно, что в анализе крови в России есть понятие РОЭ, почти - роя))


     Спасибо, Сережа, за честное мнение. 

     Действительно, посмотрим, что скажет будущее))

Произведение: В Иноград | Тищенко Михаил | 14:57:32 24.07.2023

симпатичные игры слов и значений, начиная с названия))

Произведение: Пчелы | Тищенко Михаил | 23:25:41 23.07.2023

Сдаюсь...

Все-таки у Олега особое право: эпиграф взят из стихов его брата, не могу сопротивляться, да и новый вариант кажется лучшим - исправил.

Спасибо, Олег и Володя!

))

Заря на крючке держит автора

который думает

что у него на крючке заря

впрочем не важно

кто из них что делает

главное - оба счастливы

))

Произведение: Фонарь | Тищенко Михаил | 21:50:56 23.07.2023

Мне кажется, что Игорь не успел доработать этот стих, поэтому в нем и остались не очень удачные сравнения - "горящий гений" и "дым времени", зато интонация и аллюзии несомненно авторские и как всегда подкупающие!

Произведение: Пчелы | Тищенко Михаил | 21:45:21 23.07.2023

да можно так, а можно и со следующим словом объединить,  но это не шероховатость: если любую синтагму ритма   разбивать на части, ритм разваливается, причем не только в данном случае, но и в любом стихе любого автора. Только зачем это делать? 

Произведение: Пчелы | Тищенко Михаил | 14:58:12 23.07.2023

Олег, спасибо, ничего, новое иногда кажется странным, а вот сбоя ритма я не слышу, да, в последней строке строфы добавляется ударный сог, но он не ломает ритм, а лишнее ударение подчёркивает смысл.

Может, есть что-то ещё, что я не слышу?

Произведение: Пчелы | Тищенко Михаил | 13:04:21 23.07.2023

ага, Володя, сам удивился, но смыслы роде получились нетривиальные.

Спасибо)

Произведение: la vita nuova | Тищенко Михаил | 22:55:33 22.07.2023

да, я привел в пример Россию, потому что, если приводить примеры из истории других стран, мало кто это поймет. Во Франции, например, страшной была первая мировая, целое поколение юношей было уничтожено, а наша революция отразилось тут экономическими проблемами - русский займ считался самым надежным, в него вкладывали практически все и все потеряли деньги. В Америке, конечно, вспоминается Великая Депрессия. Но начиная с 30 гг Запад. боясь коммунистических тенденций, широко вкладывал деньги в малосостоятельные круги, потому и родилась картинка преуспевающего капитализма. Когда СССР рухнул, капитализм стал разворачиваться в обратную сторону.

В Азии там вообще привыкли не верить власти. 

И все-таки нигде обман не таким вопиющем, как в СССР, где вместо обещанного коммунистического рая на земле, которому было принесено столько жертв, получился полный развал всего.

Произведение: la vita nuova | Тищенко Михаил | 22:26:02 22.07.2023

Ага, только что было делать предыдущим поколениям?

Кстати, я и не обвиняю советскую власть, разные власти по-разному обманывают своих граждан... Что касается нашей родины, то обманов в прошлом век было несколько. Первый - это революция. Обманули всю страну. У одних отобрали то, чем те владели, други пообещали то, что не дали. И многих  поубивали во время гражданской.

Второй - гулаги и голодоморы.

Третий - ВОВ. Тут уже и обвинять некого. Просто случилось.

Четвертый - девальвация, оставившая огромное количество народа в нищете.

Ну, а пятый - это , конечно, все, что случилось вокруг развала СССР.

Стабильное общество в России в 20в было только в СМИ да в художественной литературе и кино. 

Мы закаленные, мы давно в душе ничему не верим.



Произведение: la vita nuova | Тищенко Михаил | 22:02:24 22.07.2023

да, я тоже всегда все видел трезво, но люди которых я любил, в том числе и мои родители, были из другого поколения,  их просто обокрали, их боль стала и моей болью...

Произведение: Среди колонн | Тищенко Михаил | 21:38:21 22.07.2023

Спасибо, Татьяна!