Комментарии пользователя

Произведение: Жрица любви | Бочаров Александр 55 | 11:27:39 05.02.2023

Добрый день, Эдуард!
Вспомнил, что после службы в рядах Советской Армии, я через рабфак поступил в Сибирский металлургический институт, где меня избрали комсоргом группы.
Наш треугольник группы был намного старше студентов нашей группы:
Володя, староста группы - на 10 лет,
Юра, профорг группы - на 6 лет,
я, комсорг группы - на 5 лет.
Так вот, мы все трое погорели на этой общественной работе!
Нас всех троих, после очередной выпивки, сняли с занимаемых должностей, но оставили учиться в институте, который мы успешно окончили через шесть лет учебы (год рабфака + пять лет института).
Прекрасное было время!
А сейчас о Вашем рассказе!
Эдуард, после прочтения, лично у меня возникло ощущение какой-то недосказанности.
У меня появилось чувство, что Вы утаили часть значительной информации о товарище  И.Е. Черпыковой.
Так ли это?!
С уважением, Александр Бочаров.

Произведение: В ад рад | Бочаров Александр 55 | 21:08:21 01.02.2023

Добрый вечер, Андрюша!
Посмотрел, почитал, почесал затылок и задумался...
То, что Вы создали - шедеврально, правда издалека, похожее на один из шедевров Казимира Малевича!
На самом деле вся фишка в том, что свой квадрат Малевич писал не одной чёрной краской, а красками нескольких цветов.

Квадрат Малевича нельзя любить, или не любить.
Его можно понимать, или не понимать.
Это концептуальное искусство - высшее достижение супрематизма (не путать с ревматизмом).
Андрей, смотря на Ваш квадрат, человек (а особенно с фантазией) может увидеть или представить всё что угодно, по своему настроению.
Ваше произведение - это одновременно и состояние души, и тела!
Далеко ходить не надо, если ты не понимаешь его, значит, ты недалекий не глубокий человек.
Ваши одиннадцать строчек могут претендовать на шедевр лишь потому, что ни один критик от искусства, никогда не признает, что он не понял Ваш замысел.

В живописи Пикассо надругался над искусством, с появлением Малевича оно исчезло вовсе.
С уважением, Александр Бочаров.

Василий!
А может быть так:
... при свете лунном, вольный перевод песенки с фр.яз. Au clair de la lune

С уважением, Александр Бочаров.

Произведение: Кем стать? | Бочаров Александр 55 | 18:35:47 28.01.2023

Добрый вечер, Василий!
Надел очки в оправе из черепахи и, морщась, со страшными усилиями отодвинул в сторону портфель, нечаянно присел на шляпу и принялся читать ваше произведение.
В первую очередь, чтобы стать интеллигентом, нужно занять какую-либо должность!
Без этого нельзя!
Какой ты интеллигент, если у тебя нет кресла?
Не так просто и вступить в Союз писателей!
Почему?!
А прочитайте условия приёма в Российский союз писателей.
Как стать вождём?
Это трудное дело, так как вожди, прежде всего, должны иметь в себе магические свойства пророка.
Дерзайте, может страна именно вас ждет.
С уважением, Александр Бочаров.

А что здесь сложного, если Вы будете:
"углубляться в предложенный вами формат обсуждения художественных текстов) 
Про мелкосетчатый садок написано намного сложнее.

Здравствуйте, Юлия!
Прочитал тринадцать строк и призадумался.
О чём написано?
О тексте?!
Да, начинается о тексте:
"Текст начинается с конца,

но не кончается с начала,

чтоб форму ржавого кольца

любая форма принимала,"
Первые две строчки понятны, а вот третья и четвёртая строчка мне невдомёк.
А какая форма у ... ржавого кольца?
Идём дальше по Вашему тексту:
"чтоб мелкосетчатый садок,

водой наполовину полон,

убил всё то, что выше строк,

и спас, что тяжелей глагола,"
И снова, первые две строчки - понятны, а две следующие - нет.

Как это понимать, чтобы этот самый садок:
"убил всё то, что выше строк,

и спас, что тяжелей глагола,"
?!
Смотрим ниже:
"и, распластавшись на песке,

лишённый всякого улова,

ловил плывущий вдалеке,

в зеркально чистом озерке,

пузырь непойманного слова"
Представляю, как ... мелкосетчатый садок распластался на песке, но не могу представить как этот самый садок, лежащий на песке, может сделать такое:
"ловил плывущий вдалеке,

в зеркально чистом озерке,

пузырь непойманного слова"
Как?!
Сомневаюсь, что Ваше стихотворение о тексте, который начинается с конца.
Скорее всего Вы написали о ... сказочном мелкосетчатом садке, которым ловят ... всё и всех подряд, в том числе и меня.
С уважением, Александр Бочаров.

Произведение: Лети, мой друг | Бочаров Александр 55 | 21:07:18 25.01.2023

Здравствуйте, Сергей!

Есть известная русская пословица:
"Где родился, там и пригодился"

Никто не заставляет быть привязанным к месту, где родился, учился, а может быть и женился.
Каждый человек волен выбирать, где себя реализовать.
Но очень многие люди действительно энергетически привязаны к месту где родились и именно здесь им лучше работается и живется.

Я сам до двадцати семи лет на себе испытал такое.
Не надо сразу огульно обвинять их, что они живут на одном месте и не способны на большее.
И это не так!
Уехать из родного места не означает быть более смелым, более способным добиться чего-либо в жизни.
И, в большинстве случаев, это не означает, что уехавшие не любят свою Родину. 
Кто-то добивается успеха в родных местах, а кто-то в чужих ... просторах.
Это дело индивидуальное!
Сергей, я согласен с Вами:

"Мне легче так, чем с болью вспоминать
родных людей, тропинки и озёра,
и ветхий дом, где расхворалась мать...
Будь счастлив, друг. Жму руку, без укора."

У Вас хорошее стихотворение!
С уважением, Александр Бочаров.

Произведение: Запах полыни | Бочаров Александр 55 | 15:34:45 25.01.2023

Здравствуйте, Григорий!
Вы затронули тяжёлую тему.
Человек живёт каждый день, а умирает раз в жизни.
Когда человек умирает от старости, это понятно, закончилась его программа жизни на Земле.
Но когда:
"Ветер приносит с полей

запах полыни,

стоны убитых детей…"
И:
"Список из бывших друзей,

пулей пробитый."
Всё это - боль и горе...

Здравствуйте, Ольга!
Долго думал:
"Кто же мне такое написал?"
И вот, наконец-то понял, что это Вы.
Рад очередной встрече с Вами!
По-моему, первый раз я с Вами общался в январе 2017 года, т.е. шесть лет назад.
Сколько времени прошло!
Скажу несколько слов о "Листая памяти печальные страницы".
Это один из вариантов очередной укрупнённой Главы моей книги, где семь небольших глав, которые состоят из нескольких эпизодов (сцен) были немного переработаны и опубликованы как "Эпилог".
Мне приятно, что Вы такого высокого мнения обо мне!
I'm grateful for that, but at the same time, I'm a little confused.

Благодарю Вас!
С уважением, Александр Бочаров.

Произведение: Меня удручают размеры | Бочаров Александр 55 | 09:00:22 25.01.2023

Василий, а меня радуют просторы моей Отчизны!

Люблю тебя, мой край родной,

Твои широкие просторы.

Здесь неба синь, хлеб золотой,

И степь, и реки, и озёра…

           Шнякин Андрей, 6 класс, 2000 г.

Произведение: О тебе | Бочаров Александр 55 | 18:55:26 24.01.2023

У Вас интересная мысль...

Здравствуйте, Владимир!
Мир тесен, но главное, чтобы нам не было тесно в этом мире.
После прочтения Вашего стихотворения, мне вспомнился ... "Диалог у новогодней ёлки", музыка С.Никитина, слова Ю.Левитанского:

"- Что происходит на свете? - А просто зима.

- Просто зима, полагаете вы? - Полагаю.

Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю

В ваши уснувшие ранней порою дома."
Бывает же такое ... наваждение.
Владимир, у Вас хорошие стихи.
С уважением, Александр Бочаров.

Произведение: Ох | Бочаров Александр 55 | 19:12:42 19.01.2023

Здравствуйте, Игорь!
Прочитал Вашу гражданскую лирику "Ох" и "увлёкся" вот этими двумя строчками:

"А это ёрш – ни дать ни взять.

Глоток – и нет тебя совсем..."
Тем более, что некоторые читатели в комментариях уже написали свои отклики на эту тему.
Продолжим обсуждение!
Потолкуем об общенародных "брендах" в мире алкоголя.
История спиртного не знает сослагательного наклонения!
Говорят, русские трактирщики после масштабных попоек сливали в одну миску весь недопитый алкоголь – так сказать, чтобы не пропадал.
Так в обиходе якобы и появилось слово "ёрш".
Дали напитку такое наименование то ли потому, что он был, что называется, "забористым", "ершистым»" то ли потому, что в силу своей крепости обдирал горло.
Итак, как делать "ерша" и из чего "соорудить" напиток в ... домашних условиях?
Попробуем разобраться.
В посуду наливаем охлажденное пиво – пускай пенка немного осядет. Отпиваем глоток пенного - граммов 50, доливаем в освободившееся пространство такое же количество беленькой.
Так что классические пропорции "ерша" - девять к одному.
Напиток готов к употреблению!
Пить его следует большими глотками.
При необходимости – повторить процедуру.
Такой простой пивной коктейль может считаться русским алкогольным ответом западным аналогам.
У них – "Голубая лагуна", "Кровавая Мери".
У нас – вполне романтический "Ерш".
От этого напитка можно довольно быстро, что называется, "наклюкаться" и свалиться.
Не зря же в народе говорят:
"Пиво без водки – деньги на ветер!"
Игорь!
У Вас хорошая лирика!
С уважением, Александр Бочаров.

Дмитрий, здравствуйте!
Патриотично написано!
Ваше стихотворение о любви к Родине, к своей стране, к своему народу и языку
Похвально!
Родина — это родительский дом и улица детства, любимый город и красоты природы. Люди во все времена чувствовали причастность к тому месту, где родились и жили.
С уважением, Александр Бочаров.

P. S.
Одно несущественное замечание по размещению стихотворения на Сайте:

"вырезать" широкий пробел в конце опубликованного стихотворения.
Это делается легко.

Произведение: Поезд № 145 | Бочаров Александр 55 | 17:10:42 18.01.2023

Здравствуйте, Оля!
Славненько, что Вы во второй раз зашли на мою страничку!
Думаю, что Вам понравилось начало рассказа "Поезд № 145"
Где его продолжение ?!
Продолжение в книге "Держи своё слово"

446 страниц,

стандартный формат,

твёрдый переплёт.
Все экземпляры проданы.

Произведение: Птичка-свистулька | Бочаров Александр 55 | 17:59:10 16.01.2023

Здравствуйте, Олег!
У Игоря Глебовича замечательные стихотворения и бесспорно, у него - поэтический талант.
Это сложное понятие, многогранное.
Попытаюсь выделить только одну из основных граней поэтического таланта.

Считаю поэта талантливым, когда я, как читатель, прочитав его стихи , могу воскликнуть:
"Как точно написано!
Как будто я это сам написал!"
То есть когда стихи проникают в мою душу и вызывают ответные эмоции.
Значит поэт не зря работал над стихотворением и нашел нужный образ для читателя.
А рифма это только форма.
Главное же - это содержание и смысл стихотворения.

В некоторых случаях можно пренебречь рифмой, чтобы не исказить смысл.

Мастерство и талант это совершенно разные вещи.
Под мастерством я прежде всего понимаю технику написания произведения, а талант это - душа произведения.
Считаю, что у талантливого поэта смысл стиха командует рифмой, а у бесталанного графомана рифма управляет смыслом и порой заносит в бессмыслицу.
А какой смысл бессмыслицы?!

Смысл в бессмыслице может быть, например, в случае если кто-то желает сбить кого-то с толку...
Бессмысленный стих - это форма бессмысленной литературы.

Лимерики, вероятно, являются наиболее известной формой бессмысленных стихов, хотя в настоящее время они, как правило, используются для прямого юмора, а не для создания бессмысленного эффекта.
Хватит философствовать, поговорим о пятом четверостишии стихотворения:
"И утренним праздничным светом,

И шумом воскресного дня...

 И птица расскажет об этом

 Честнее и лучше меня."
Я бы концовку немного изменил:
"И утренним праздничным светом,

И шумом воскресного дня...

И птица расскажет об этом

Честнее и лучше, чем я."

С уважением, Александр Бочаров.

Произведение: Ночью лаяли собаки | Бочаров Александр 55 | 21:04:58 14.01.2023

Со Старым Новым Годом, Василий!
Интересное начало Вашего повествования:
"Ночью лаяли собаки,
Совы ухали в лесах,"

Похоже, что Вы довольно удачно переиначили в двустишие часть моей прозы:

"Со стороны поселковых окраин в который раз пропели петухи, нудно завыли собаки, одиноко промычала корова.
Жизнь шла своим чередом в ожидании предстоящей весны на земле Сибирской.
Со стороны леса раздался быстрый энергичный хохот, состоящий из четырёх-пяти слогов, затем донеслись заунывные крики, гудение и плач.
Через некоторое время, прямо над людьми, в бесшумном полёте промелькнул сибирский филин в мягком, рыхлом оперении с пёстрой расцветкой в серовато-охристом тоне..."
Шучу!
Про вурдалаков пока пропустим, а вот здесь - остановимся:

"Твари грызли небеса."

Я про этих ..., которые в небесах:
"Звезды над кладбищем замерцали, как пылающие восковые свечи, пробиваясь сверканием сквозь редкие облачные разводы на ночном небе, освещённом матовым светом полной луны.

Тени от верхушек деревьев, оградок, крестов и памятников зловеще распластались над безмолвным пространством из могильных холмов и сугробов."
Продолжаем читать по тексту:
"Закопчённый сумрак фрески
Тишиной гнетущий зал...
Липкий гад по занавеске,
Извиваясь, уползал."
Да, щемящая картина: за окном январь, а в зале по занавеске уползает липкий, хладнокровный гад!
Что же дальше в написанной Вами картине:
"Становились тени уже,
Тлел зелёный горизонт...
Резал светом тьму и ужас
Острый утренний озон."

После такого так и хочется выставить здесь ... кусочек прозы:
"На промерзшую Сибирскую землю могильщики разложили поленья, сверху набросали брёвна, облили бензином и подожгли.

В чудовищной пляске теней и света гарь и копоть от пылающего костра устремились в небо то закрывая, то приоткрывая свинцовые проблески диска луны. От яркого пламени сгорающих дров, звёзды на небе смотрелись тусклыми, едва заметными.

Кругом, над могилами, нависла кромешная тьма; где-то завыли собаки, разрушая кладбищенский покой и ночную тишину.
Треск пылающих дров, шипение тающего снега и посвистывание прогреваемой земли, наполнили звуками окружающую белую пустоту.
Бушующий пламенем костёр полыхал до полуночи. Дышащий жар красных углей отогрел мёрзлую, стылую землю под очерченную площадь новой могилы."
Вы спросите, почему я в своих отрывках упоминаю про кладбище и могилы?!
Всё очень просто, ведь в первом восьмистишие мельтешили вурдалаки, а в поверьях некоторых славянских народов вурдалаки — оборотни, мертвецы, выходящие ночью из могил, чтобы сосать кровь спящих людей, то есть это вампиры, упыри.
На этом и остановимся.
С уважением, Александр Бочаров.

Произведение: Не смотри назад | Бочаров Александр 55 | 12:49:42 04.01.2023

С Новым Годом, Александр!
Живу, но смотрю назад!
Что в этом плохого?!
Оглядываться назад иногда полезно.
Временами чувствуешь ностальгию по ушедшему времени, по своему прошлому, по тому отрезку пути, который ты уже прошёл.
Естественно мы так устроены, что временами мы задумываемся о том, что мы уже совершили, т.е. совершили действие в прошедшем времени.
Прошлое нельзя забыть, хотя бы потому, что оно у нас было.
Вы пишите:
"Живи – не смотри назад

Иль прошлое глянет в ответ.

И жизнь превратится в ад –

Как будто другого и нет."
Согласен, что ... постоянно мучать себя мыслями об ошибках прошлого, не даст возможности насладиться радостью дней в настоящем времени.
Конечно, можно не сожалеть и не гнобить себя мыслями о прошлом и о своих поступках, если они были плохие.

Однако, если в прошлой жизни было что-то хорошее, то и вспомнить такое прошлое - не грех!
А это что такое:
"В случившемся – камни да пни.

Что не сложилось тогда –

Теперь не переменить."
КАКИЕ КАМНИ?
КАКИЕ ПНИ?
Александр, у Вас во всём случившемся остались лишь камни да пни?!
Ай нет!
Была молодость, была любовь, рождались дети...
А если что и не сложилось в жизни, то именно об этом вспоминать и не стоит!
"Беги – не смотри назад.

Живи."
Что здесь можно сказать?
Жить надо без всякой суеты и беготни, но иногда можно оглянуться назад.
НЕ ПОМЕШАЕТ!
А как понимать четыре строчки из последнего шестистишия:
"Не жди остановок в пути

До самых лазоревых вод –

Лучшего и не найти

Участия и забот."
Первые две строчки понятны, а две другие строчки?!
Может быть так:
"Лучшего не найти,
Чем участия и забот."
Или так:
"Лучшего не найти:
- Участия и забот."
Однако, по моему мнению, у Вас всё-такие всё правильно в этих четырех строчках:
"Не жди остановок в пути

До самых лазоревых вод –

Лучшего и не найти

Участия и забот."
Философски читаются эти четыре строчки!
Я ЕЩЁ ВАМ НЕ НАДОЕЛ?!
Тогда я попозже зайду к Вам ...
С уважением, Александр Бочаров.

Произведение: Поэт Ассирий | Бочаров Александр 55 | 15:49:54 31.12.2022

Здравствуйте, Григорий!
Прочитал Вашу иронию "Поэт Ассирий" и призадумался ...
Вроде бы и врозь и вкось, но у Вас все пазлы сходятся, поэтому могу воскликнуть:
"Григорий Оклендский!
Вы - талантливый человек!"
Справедливости ради можно добавить, что наша жизнь - это мозаика!
Да, да, именно, мозаика!
И что нам делать, если какие-то элементы в ней не сходятся, то есть кусочки жизни, которые мы складываем сами, по своему разумению, не так стыкуются?
И как понять, правильно ли складывается картина нашей жизни?!
Безусловно, что в первую очередь необходимо разобраться в себе и ответить самому себе на вопрос, а чего не хватает в жизни для большего счастья?
Так вот, Григорий, Ваши ... пазлы жизни в творчестве складываются, именно, так, как Вам хочется, хотя картина творческой жизни, при жизни, не всегда может быть завершена, т.к. мы всю жизнь находимся в поисках новых её частей, которые так необходимы нам, но увы, находим их не всегда.

Вот такая, понимаешь ли, загогулина получается.
Ну, ладно, хватит об этом, пройдём по Вашему тексту:
"Поэт Ассирий больше чем поэт!
Он бабник, донжуан и выпивоха.
Но не пророк.
Пророков больше нет.
Такая на дворе стоит эпоха.
Вальяжный барин (профилем - пройдоха),
он искренне подарит амулет,
признается в любви и в высший свет
Вас пригласит - отведать осетрины,
блистать его возлюбленной старинной,
Прекраснодушной Дамой в платье длинном.
А поздней ночью подадут десерт…"
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
Всё собрано в одной ... эпохе!
Пойдём дальше по тексту:
"В его объятьях будете прекрасны!
Он вознесёт Вас на вершину страсти!
Безумная откроется картина!
Какой полёт, какой потенциал!
Рифмует влёт, как птицу бьёт!
И наповал!
Галантно пригласит на именины -
и при свечах споёт седой романс.
Конечно, Вы впадёте в лёгкий транс под жаркий шёпот…
Дивные маслины в оливковом саду…
обнажена… мираж… отныне вы его жена…
И он возьмёт Вас нежной грубой силой!
И совершив грехопаденье,
Вам посвятит стихотворенье."
ПРЕКРАСНО!
Здесь мне хочется добавить от себя стихотворение на современный лад:
"Нас в пятизвёздочный отель

Манила сладкая постель.

Искрились звёздочки в окне,

Ты раздевалась при Луне...

Лаская тело, бедра, грудь,

Экстазу я облЕгчил путь

И ты стремительной волной

ПроплЫла трижды под Луной,

А крики стонущей Души

Разрушили покой в тиши..."
А МОЖЕТ БЫТЬ МНЕ ЕЩЁ И ЭТО ДОБАВИТЬ:
"Любовь пленительна как мёд,

Она растопит снег и лёд

И ты проснёшься ото сна,

Душа наполнится сполна

Экстазом от желанных поз

И ароматом дивных роз..."

И ВОТ МЫ ПОДХОДИМ К РАЗВЯЗКЕ ВАШЕГО ИРОНИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
"- Что это было? Сон – обман?!
- Французский ветреный роман!

Мораль?
Подымете на смех.

Отказывать поэту – грех!"
ГРИГОРИЙ,
ВСЁ ПРАВИЛЬНО!
С уважением, Александр Бочаров.

Произведение: старуха | Бочаров Александр 55 | 15:21:35 23.12.2022

Добрый день, Андрей!
Прочитав название миниатюры, я подумал, что составляющая Вашего текста будет, примерно, в таком ключе, как у меня:
"От тяжёлой работы надорвАлась, спина и пальцы скрючились, на ногах вены вздулись. Появилась одышка, сухость и першение в горле, ломота суставная выворачивает наизнанку. От жуткой боли и душевной тоски всю насквозь простреливает..."
Ан нет, ошибся!
Вопреки тому, что следовало ожидать по названию Вашего текста "старуха", тем более написанному с маленькой буквы, как у Вас, мне почудилось, что с восьмой строчки стало ... светло и прозрачно, как в Вашем эпиграфе:
"старуха смотрит на кошку и улыбается,

а потом переводит взгляд на меня,

и я вижу в её глазах гордость

от того, что живёт она не зря,

что кому-то нужна."
Замечательно!
С уважением, Александр Бочаров.

Post Scriptum
А вот это:
"я не знаю,
кто из нас троих счастливее,

полагаю, вряд ли это я", - является ... философской мыслью!
Мы редко думаем о том, что имеем; но чаще всего думаем о том, чего нам не хватает.