Последние комментарии

Да, слуховое окно (или тюремное) – это квадрат ну или круг. Отсюда, полагаю, и образ Олега Чухонцева: автор сидит у слухового оконца, как в тюрьме, но с видом на окружающее пространство.

Когда я говорю о «направлениях», то разработку этой теории начал Тынянов, а у меня много статей на эту тему, лишь частью опубликованных. Дело не в том, несет ли «квадрат окна» символику, но в символизме (течении или «направлении») в основе понимания текста лежит слово-символ (ну, скажем, Мировая душа или Звезда Маир). Автор приписывает этому символу смысл своей волей, а читатель верит автору. Вы же говорите о символике не-авторского типа (например, «рыба» - символ ранних христиан, а не символ Блока или Сологуба). То есть, в основе символистского кода лежит определенное словоупотребление не-реалистического толка. Читатель, привычный к Ник. Некрасову, Блока читать не будет (и это серьезная проблема контакта современного автора с читателем). Именно поэтому метаметафористы типа Кутика сейчас вышли из круга чтения, их образность «устарела». А вот Вс. Емелин в моде.

Чтобы видеть в образе «квадрат окна», предложенном Юрием, не обычное окно в хате, а символ чего-то внешнего миру стиха, стихи Юрия в массе своей должны быть иначе построены, должны содержать в себе ту ризому, о которой вы по сути сейчас говорите. Юрий не пишет «ризомами», его поэтике этот подход чужд. Можно сказать, что стихи Юрия до-постмодернистские по способу мышления (это ни плохо, ни хорошо, а факт его биографии). Вы, как читатель, имеет право домысливать «авторский замысел», но дело это не слишком благодарное, я думаю. Кстати, в ваших стихах, Феликс, я тоже не вижу отчетливого присутствия постмодернистских идей и методов. Вы как бы «докутиковский» поэт, как ни странно.


Текст, Игорь, подвешен на здешней моей странице. Называется Река (1998). О да, тогда меня волновал не символизм, а символика, другими словами не Чурленис и Блок, а Боттичелли. Река, это - сказка преображенной рутины и быта. Такого не было у символистов, и появилось много позже: простые вещи - таз, кувшин ,вода...

Или слуховое окно, как назвал Чухонцев целую книгу. Интересно, что он в нем такого разглядел? Смеюсь. С вами, Игорь, трудно не согласиться: поэтический код, это Сцила и Харибда для автора. Пойдешь на поводу своего восприятия, утратишь связь с читателем, пойдешь на поводу читателя, утратишь себя самого. Я никогда не был приверженцем крайних мнений, поэтому наблюдения и спекуляции Лотмана к моему опыту неприложимы. Вы говорите, что квадрат окна не несет никакой символики. Тут сложно, элементарная геометрия пронизана многовековой мистической культурой, и квадраты, и треугольники, и окружности и прочая и прочая. Прочтешь такое в стихе и невольно задумаешься: квадрат города, квадрат жилища, квадрат окна, квадратура круга, лабиринт, человек. Как видите, никакого особого кода, значимые события и явления выстраиваются вдоль магнитных линий восприятия средне образованного имярека.

кстати, когда выпишете "меркнущий нимб окна"

это очевидно не-реализм

и тогда возможность-невозможность верного понимания образа

зависит от контекста и "направления" (например, в символизме

такой образ легко читается)

чтобы я мог сказать, допустимо ли "так говорить"

я должен знать большой кусок текста, а лучше все стихотворение

потому что мне надо определить его тип

на этом, кстати, основана критика современными умниками метафор Пастернака

если эти метафоры вырвать из контекста экспрессионизма

то высмеять эти метафоры проще парной репы

Вы, Феликс, сейчас говорите о праве художника слова

отступать от обыденного языка в сторону авторского кода

это четко пояснил Лотман в своем книге о структуре текста

он пишет, например, о своем доверии к метафорам пастернака

логики которых сам не понимает

путь этот достаточно опасный, поскольку читатель должен им еть "ключ"

к расшифровке кода, и иметь возможность развернуть поэтическую свертку

в нормальную фразу (то есть достичь "нулевой ступени" без потери смысла)

конечно, если читатель не может осмыслить образ без толкователя, то есть непосредственно

то он, скорее всего, станет доверять поэту лишь тогда, если поэт - Пушкин

(или Хлебников,  разжеванный паблисити до хлебной корки)

а если автор новый - то не станет доверять ни при каких условиях

но это большая теория

я же стою еще и на точке зрения, что многое зависит от авторского стиля

направления поэзии

в данном случае я трактую образ "квадрат окна"

как сугубо реалистичный (к иному, даже к акмеистическому реализму

тут предпосылок не видно)

а раз так, то это окно в украинской хате

что же, окна в украинских хатах квадратные?

и мое читательское доверие к автору резко падает

ибо возникает когнитивныйдиссонас

Произведение: Язык молчания | Гойхман Феликс | 20:33:05 26.04.2021

Спасибо, Олег! Может когда-нибудь я так назову целую книгу стихов.

Все так, Игорь, абсолютно с вами согласен, кроме одного, этой вашей фразы квадратное окно видел редко. На мой взгляд есть непреодолимое различие между зрением и восприятием. Разумеется, я говорю только о своем опыте. Полагаю, в идеале художественный образ зиждется не на зрении, а на восприятии. Неспроста, окно я часто называю пятном, пятно окна, то есть вещь не имеющая утвержденной формы. Лет двадцать назад в стихотворении, уже подвешенном на сайте, я написал: в меркнущем нимбе окна ты начинаешь светиться. Помню, один из оппонентов заявил, что такого не бывает. Где мол я видел прямоугольные нимбы? Ну вы поняли, полагаю.

Со всем уважением.

Просто любо-дорого, как в фильме Амадей (пьесу Шепарда не читал), дуэт превращается в трио, потом в квартет, в квинтет и т.д.. Я согласен с Игорем, что мастерская плохо подходит, пришел на ум семинар, но и там предположен руководитель-рефери. Здесь у нас все по-другому.  Ближе всего хеппенинг, что тут проистекает, к примерочной, и по большому счету, я бы так и назвал наш сайт, если бы не возникла проблема с разработчиками и потребителями модельных трэндов. Недели две назад я опубликовал читательский обзор на БЛК и там написал следующее: редакторские придирки в моем обзоре преследуют целью не испортить настроение местных адептов, но придать ему не ритуальный а рабочий характер. И насчет стороны луны Игорь прав, я хотел это написать в реплике, но решил не растекаться, остановиться на том, что казалось мне важнее. То, что вы, Юрий, написали о конкретном дереве за окном, тоже, разумеется, важно, и этим тоже можно и должно поделиться с читателем в другом стихотворении, хотя бы ради полноты картины. Это, кстати, еще один ключевой момент, ибо я не устаю повторять, редакторские лекала, что я прикладываю к чужому тексту не предназначены для немедленной редактуры выбранного артефакта, но их следует понимать и принимать, как подход к другим текстам в перспективе. Говоря простым языком, их следует мотать на ус, не больше и не меньше.

Произведение: Умникам | Садовский Юрий | 18:25:53 26.04.2021

да уж!

Произведение: Ностальгия | Михаил Эндин | 16:27:07 26.04.2021

Спасибо, Олег!

У каждого своё время, потом приходят другие - и люди, и времена...

Извините меня, Бога ради.Я бы не стала писать ничего(без каких либо знаков препинания не слишком то удобно.Эмоциональнй окраски не чувствую.

Но у меня вопрос по делу.

Простите ещё раз.

Правильно ли писать "волокёшься"? почему то падает на слух внутренний "волочишься".Просто несколько раз уже прочла стихотворение...и что то царапет слух.

вот склонение

www.translate.ru/grammar/ru-en/волок

и первый ктрен А_В_А_В, а два последующих В_А_В_А...они начинаются с длинной строки, а первый катрен -  с короткой.

воздушный но позавчерашний шарик - не совсем состоялойсь противопоставление для "НО".

Позавчера надутый вялый щарик -  правильно?

ласкают взглядом то что было ею - кем ею? было, значит уже не волокуша, значит уже не подвялый шарик, потому, что он - есть, он - результат. ОН.

Извините.У меня просто не получается бланс выдержать

Это не претензии, я действительно не понимаю.

С уважением.Ольга

Произведение: Тень успеха на столе | Калашников Юрий | 16:13:37 26.04.2021

Спасибо большое, Ольга!

Очень интересные ассоциации у Вас получились. Как наши слова находят свое отражение.

Произведение: Тень успеха на столе | Калашников Юрий | 16:11:28 26.04.2021

Спасибо большое, Олег!

Вы очень правильно уловили смысл начала стихотворения. Меня это порадовало. Но при этом слова успех и удача синонимичны и, наверное, не стоит их менять местами.

Произведение: Тень успеха на столе | Василенко Ольга | 15:57:03 26.04.2021

На осколках февраля

Леденеет дней остаток...

Станет солнца луч, шаля,

На капели вскоре падок.

Чай уже душист и сладок.


За окном ветра не зря

Тормошат забор, качая...

Фонарей глаза горят.

Отраженья в чашке чая,

Строчки странные встречают.


Из хвороб холодных дней

Наберёт февраль немного

Полутайн, полутеней,

И положит у порога...

Ждать уже совсем немного.


Может быть оставит День

Возле чашки у оконца

На столе - успеха тень...

И немного улыбнётся

Ожиданьям лучик солнца.

-

Интересное стихо.

Спасибо.Плутала в образах...и вывело меня сюда....

С уважением.Ольга



Произведение: Свет в апреле | Мельников Игорь Глебович | 15:40:18 26.04.2021

Только вот потеряться в сквере вместе со стеклотарой - это не комильфо... ))

С уважением, Олег Мельников.


Чаще говорят, что посуда бьется к удаче. Поэтому, мне кажется, что слово "успех" следует заменить словом "удача"...

С уважением, Олег Мельников.


Произведение: Умникам | Мельников Игорь Глебович | 15:22:55 26.04.2021

Что сказать... Ум без мудрости штука весьма трагичная...

С уважением, Олег Мельников.


Очень интересная образность!

С уважением, Олег Мельников.

Произведение: Язык молчания | Мельников Игорь Глебович | 15:04:29 26.04.2021

Да, язык молчания гораздо глубже выражает чувства, чем язык слов...

Интересное стихотворение!

С уважением, Олег Мельников.

Произведение: Ностальгия | Мельников Игорь Глебович | 14:52:32 26.04.2021

И пусть себе спешат... Время предаст и их...

Хорошее стихотворение!

С уважением, Олег Мельников.