Вода... Rating 10/10

Рубрика: Без рубрики | Автор: Михаил Эндин | 11:17:58 29.07.2021
1
0

Я воду пил из родника,
в лесах карельских обитая.
Она, холодная такая,
текла и пенилась слегка.

И, пропадая вдалеке,
она как будто обещала
пролиться в реку для начала
и обогреться в той реке,

пото́м набраться новых сил
и снова течь не уставая,
чтоб кто-то у другого края
реки живую воду пил.

Комментарии 71

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Михаил Эндин , 08:47:26 30.07.2021
    • Тюренков Василий , 13:11:28 29.07.2021


      Я воду пил из родника,

      В лесах карельских обитая –

      Как…

    Спасибо, Василий, за отклик, за экспромт и за все Ваши комментарии!

    Я только что ответил Лине, там и про Вас и для Вас.

    Посмотрите!

  • Михаил Эндин , 09:03:49 30.07.2021

    Нет, Лина, не буду я Вас с Василием по шеям... Я сейчас прочёл всю ленту комментариев и порадовался, что мой небольшой стишок породил такие воспоминания, ассоциации и весело увёл вас чуть ли не к веничкоерофеевским краям.

    Спасибо!

    Запятую я убрал - Вы правы.

    Другой край реки - Василий правильно сказал - по отношению к человеку, стоящему либо у истока, либо в устье. Возможно, этот образ не совсем корректен, надо подумать... Последняя строчка вообще читается двояко после предыдущей (Вы, Лина, это заметили): либо инверсия: реки живую воду пил, либо у другого края
    реки  -
    именно так написал и читаю я.  Холодная вода... обогрелась вода... -  это по ощущению. И, смею предположить, что это моё творение - ни только о реальной воде...

    Ещё раз - спасибо!


  • Михаил Эндин , 09:05:34 30.07.2021
    • Тюренков Василий , 13:11:28 29.07.2021


      Я воду пил из родника,

      В лесах карельских обитая –

      Как…

    Ответ Лине отправился только сейчас по моей технической вине

  • Михаил Эндин , 15:44:57 30.07.2021

    Вы меня озадачили, Лина!

    Действительно, грамматика на Вашей стороне.

    Беру тайм-аут, буду думу думать...

  • Михаил Эндин , 16:55:36 30.07.2021

    Да... чувствую я, что от небольшого стихотворения скоро живого места не останется. Но Вам спасибо! - давненько никто ко мне так не "придирался"

  • Тищенко Михаил , 20:48:24 30.07.2021

    Михаил, позвольте вмешаться...

    По поводу "края" - не меняйте ничего ни в коем случае. 

    Это яркий пример, когда якобы идеальная точность приводит к упрощению смыслов и ассоциаций. 

    У другого края может иметь много толкований: у другого края потока, у другого края водной глади, у другого края времени, у другого края жизни и т.д. Ни в коем случае не  ломайте многозначность метафоры ради прокрустовой формальности.

    И по поводу согласования времен я не согласен, в стихе все в порядке: русский язык постоянно использует настоящее время внутри прошедшего и одновременно с ним для подчеркивания действия - откройте любой рассказ и вы увидите сколько угодно примеров.



  • Тищенко Михаил , 22:22:54 30.07.2021

    Лина,

    кажутся ли Вам следующие предложения неправильными:

    Обитая у черта на куличках, он тем не менее всегда был в курсе событий

    Проживая в черте оседлости, евреи были обречены указам Екатерины на местечковую нищету и скученность

    Осознавая свою ошибку, он продолжал настаивать на правоте.

    ???

  • Тищенко Михаил , 23:11:22 30.07.2021

    осознавая свою неправоту, он настаивал на своем

    проживая над винным магазином,он ходил туда каждый день


    а эти?

  • Тищенко Михаил , 01:29:42 31.07.2021

    ага, а проживая, он ходил в винный магазин, а ходя - проживал..

    а обитая - пил, а выпивая - обитал...


    Не знаю, что Вам не нравится в этих выражениях!

    Но спорить не хочется об этом больше))

  • Михаил Эндин , 07:21:49 31.07.2021

    Вот оно что... Было такое дело - упёрлась как-то наша Кирочная в вашу Новгородскую - обидно, конечно...

  • Михаил Эндин , 07:39:25 31.07.2021
    • Тищенко Михаил , 01:29:42 31.07.2021

      ага, а проживая, он ходил в винный магазин, а ходя…

    Спасибо, Михаил!

    Я пока ничего не меняю. Я и Лине сказал, что буду думать. Она во-многом права, но иногда грамматика уступает место поэтическим вольностям. Впрочем, я не хочу своё, например, незнание (скорее, забытое знание) о приключениях глагола "обитать" прикрывать этаким поэтическим изыском. 

    Посмотрю, почитаю, освежу в памяти...

  • Михаил Эндин , 07:51:55 31.07.2021

    Я тоже думаю, что мы все обменялись мнениями, и меня это только радует.

    Грамматику не отменить и не переспорить, но крутится в голове цитата из Ахматовой:


    По мне, в стихах всё быть должно некстати,
    Не так, как у людей


    но, конечно, не нарушение грамматических  норм  имела в виду Анна Андреевна ...

  • Тюренков Василий , 12:55:48 31.07.2021


    А мне кажется, слово “край” – как окончание чего-либо – может использоваться там, где форма обозначаемого предмета не является геометрически условной (лес, поле, город, участок земли). Хотя, “край леса” говорят, а “край моря” чего-то не очень. А у реки, ручья, линии, длина настолько больше ширины, что ею (шириной) можно пренебречь. Вот и говорят лишь “начало” и “конец”. А вообще, по-моему, употребление “края” в подобных случаях вполне допустимо в художественной речи. Но лично моё конкретное ухо такое употребление режет)

  • Тищенко Михаил , 13:42:38 31.07.2021
    • Тюренков Василий , 12:55:48 31.07.2021


      А мне кажется, слово “край” – как окончание чего-либо –…

    Вася,

    твои рассуждения - это типичный пример отражения языка в отдельном сознании, у нас у каждого такое есть, но язык - это не отдельные отражения, а "среднее арифметическое" их, нужно быть очень аккуратным, когда даешь советы другим (это, разумеется, не в твой адрес, а вообще).

    Вот что  говорит словарь по поводу "края":

    Значение

    предел, конец ◆ Край доски.

    внешняя часть объекта, наиболее удалённая от его центра ◆ Край леса.

    страна, область, местность ◆ Родимый край. ◆ Далёкие края. ◆ Тёплый край.

    в ряде стран: административно-территориальная единица ◆ Красноярский край, Хабаровский край.

    Синонимы

    конец, оконечность, предел

    периферия, окраина

    страна, область, местность


    Вася, как ты думаешь, у очень длинной доски - сколько краев?... 

    На этот вопрос могут быть разные ответы, и каждый будет правильным, это - широта возможностей языка))

    В твоем сознании и у длинного объекта - края только по широким сторонам, а в моем - со всех сторон. 

    Я предполагаю, эти возможности по-разному распределяются в разных языках и, соответственно, если человек знает несколько, они будут меняться и у него. В зависимости от языков, которыми он пользуется и сочетаний, которые эти языки позволяют.

  • Тюренков Василий , 15:14:50 31.07.2021
    • Тищенко Михаил , 13:42:38 31.07.2021

      Вася,

      твои рассуждения - это типичный пример отражения языка в отдельном…


    Миш, я в принципе не настаиваю и не даю рекомендаций, лишь транслирую свои наблюдения. Я сказал, что “край” как окончание чего-либо ОБЫЧНО используется в тех случаях, когда нет подавляющего преимущества одних размеров над другими (длины над шириной). И, на мой взгляд, приведённая тобой трактовка не опровергает этих наблюдений. У доски (даже очень длинной) этого нет, а у реки или ручья есть. Кстати, в англ. языке то же самое: end of the river – это конец реки, место её впадения, но не берег)



  • Тюренков Василий , 15:23:39 31.07.2021


    Ага, я помню в Ленинграде, когда кто-нибудь спрашивал: “Кто крайний?” очередь несколько напрягалась, а у людей появлялось на лицах неодобрение. Снобизм, конечно, но и элемент ленинградского культурного уровня)

  • Тищенко Михаил , 15:30:42 31.07.2021

    Лина,

    на мой взгляд, стихи, с точки зрения литературы и социума, пишутся для создания новых метафор, смыслов и чувств, для развития языка и сознания, для возможности общения душ (как это высокопарно ни звучит). А с точки зрения авторов - в зависимости от авторов и - и для создания нового, и для общения, и для выражения себя, и для самолюбования - для чего только они не пишутся!

    Язык - инструмент послушный, на все согласный....


  • Тюренков Василий , 15:35:09 31.07.2021


    Снобизм заключался в том, на мой взгляд, что таким образом человек идентифицировался как “некультурный провинциал”)

  • Попробую вмешаться в этот спор

    бессмысленный и беспощадный

    Михаил Эндин - традиционалист

    (как весьма достойная поэтесса Лина маго - эклектик)

    в рамках традиционализма читатель должен реагировать на знакомые

    риторические формулы

    например, "у другого края" необходимо оценивать не буквально

    как "край реки", а метафорически (причем, в рамках

    направления, а не я так хочу)

    у другого края .. земли (например)

    у другого края ... понимания

    и так далее

    направления могут бодаться до опупения

    но дело это

    бессмысленное и беспощадное (как русский бунт)

    главное, что читатель в таком коммент-споре выпал в осадок


  • Тищенко Михаил , 15:56:01 31.07.2021
    • Белавин Игорь Песни , 15:44:40 31.07.2021

      Попробую вмешаться в этот спор

      бессмысленный и беспощадный

      Михаил Эндин - традиционалист

      (как…

    Это, Игорь, не спор, как верно заметила Лина, а обмен мнениями...

    Причем это не просто мнения, а тенденции языка...

    Им и научного объяснения на сегодняшний день нет.

    Неисследованная планета!...))