Пожар Rating 10/10

Рубрика: Прозаические миниатюры | Автор: Яковлев Андрей | 22:14:11 12.06.2023
2
0

То, что этот приземистый домик во Флотском переулке когда-то был двухэтажным и самым высоким в округе, сейчас вряд ли кто помнит. А вот Сергей Владимирович этого не забыл. Как не забыл и маленькую комнатку с кухонькой, которые полвека назад снимала здесь его семья. Не забыл, как сначала катался по переулку на трёхколёсном велосипеде, а потом учился кататься на двухколёсном – папа тогда бежал сзади, придерживая седло, и повторял: «Педали, педали-то крути… и не бойся, не упадёшь, главное быстрее…». Не забыл, как зимой его возили на санках, а летом водили пешком в детский сад. Не забыл походы в баню по субботам – о, какой вкусный лимонад там был! Не забыл, как с огромным букетом гладиолусов пошёл отсюда в первый класс. И пожар он не забыл…

Дом этот, тогда ещё двухэтажный, с каменным первым и деревянным вторым этажом, с большой мансардой и балконом, принадлежал Елизавете Павловне и Петру Андреевичу. За домом был садовый участок, на котором росли две туи, грушевые деревья, яблони и терновник, и где хозяева выращивали свёклу, морковь, огурцы с помидорами, а также цветы. Мама Серёжи тоже сажала там цветы. Особенно ей нравились анютины глазки, петуньи и незабудки. А ещё на участке была высокая угольная куча, которую почему-то называли ямой. В холодное время года Пётр Андреевич огромной совковой лопатой загружал углём старые, со сколотой эмалью, тазы и относил их в подвал, где стоял большой котёл. Пётр Андреевич был жилистым, высоким и резким в движениях мужчиной. Сергей его боялся. Взгляд у Петра Андреевича был колючим, холодным, таким, что казалось, он проникает прямо внутрь Серёжи, всё замечает – и Пётр Андреевич знает про Серёжу больше, чем кто-либо вообще. Даже больше, чем сам Серёжа. А вот Елизавета Павловна страха не вызывала. Она любила погладить Сергея по голове, пригласить в гости и угостить конфетами. Но Сергей не любил бывать у неё в гостях. Окна в хозяйской части дома закрывали тяжёлые бордовые бархатные шторы, по углам комнат стояли кресла с плюшевыми спинками и сидениями, да ещё и покрытые набивными чехлами, стол в центре гостиной закрывала толстая чёрная скатерть с вышитыми розами, а на стенах висели ковры и коврики с оленями на фоне гор и озёр. Всё это давило и вызывало дискомфорт. Но главное, что не нравилось Серёже – это запах, приторно-сладкий, который господствовал во всех комнатах, и приходилось прилагать усилия, чтобы сдерживать тошноту, а при этом ещё и улыбаться, отвечать на вопросы и не показывать хозяйке, насколько тяжело приходится. Хотелось быстрее выйти на улицу – и вдохнуть чистый воздух. Как сладок воздух свободы, Сергей прочувствовал с самого раннего детства.

Однако, несмотря на свой колючий взгляд, Пётр Андреевич был спокойным и, можно даже сказать, тихим человеком. Он не повышал голоса, никогда не ругался и всегда сразу, без малейшего промедления, выполнял всё, о чём его просила Елизавета Павловна. А Елизавета Павловна была властной женщиной! И у Сергея было чувство, что в отношениях этих людей существует какая-то тайна, что есть какая-то давняя история, делающая эти отношения таковыми, какими они были. Но что это за история – Серёжа не знал.

Да, Пётр Андреевич был тихим человеком. Но это было так за исключением одного-единственного дня примерно раз в два месяца. В этот день Пётр Андреевич поднимался на второй этаж дома, запирался там на ключ и начинал пить. Пил он с самого утра. А где-то после обеда, ближе к вечеру, часа в четыре – раздавался крик. Крик был страшным. Было такое ощущение, что кричит не человек, а дикий зверь, который мечется в клетке. Зверь, которого истязают, а он не может вырваться и вот он кричит, рычит, бросается на прутья – и ничего кроме боли не испытывает. Гортанный, нутряной крик разносился по дому, по переулку, то ослабевал, то прекращался, а потом начинался снова. В этом крике рыдания сменяли какие-то невнятные слова, а потом крик становился воем, менял тон – и снова замирал… и снова начинался… Но уже к ночи всё затихало, иногда слышался громкий храп, а на следующий день было уже тихо. Вечером следующего дня Пётр Андреевич, пошатываясь спускался вниз, вынося пустые бутылки из под выпитой водки. Елизавета Павловна ждала его у порога, молча приобнимала мужа и уводила его вглубь дома. А наутро жизнь входила в прежнюю ровную колею.

Когда такое произошло в первый раз на памяти Сергея – он был напуган до смерти. И хорошо запомнил тот день. Никогда до этого он не слышал такого крика, даже когда кричала баба Дуня в деревне, внук которой утонул в пруду. Но мама прижала Сергея к себе и сказала: «Не бойся, сын. Всё нормально. Такое бывает». И такое бывало, и бывало, и бывало… Сергей и потом, почти каждый раз, спрашивал у мамы о причинах этого, совершенно дикого, не укладывающегося ни в какие рамки, крика, но мама не отвечала и только говорила: «Так бывает. Так иногда плачут мужчины». И только через полтора года, когда крики уже стали совсем привычными, когда Сергей слегка подрос, мама внимательно посмотрела на него, задавшего свой вопрос в очередной раз, помолчала и сказала: «Пётр Андреевич с тридцать седьмого года, а потом во время войны, да и после – работал в охране лагерей для заключённых. То, что ты слышишь, сын – это кричит совесть». Сергей тогда ничего не понял из этого ответа, за исключением того, что Пётр Андреевич где-то перед кем-то провинился и теперь об этом жалеет. «Наверное, перед Елизаветой Павловной провинился…», – так он думал. И вопросов больше не задавал.

А пожар случился летом, в год перед школой. Когда Сергей с мамой возвращались из детского сада, их обогнали три пожарные машины. Впереди начал вырастать столб чёрного дыма… Мама посмотрела через заборы и сказала: «Ух ты, двухэтажный дом горит!». А потом вдруг побледнела и сказала: «Бежим!». Когда Сергей с мамой добежали до дома, то пожар уже почти потушили. Второй этаж дома сильно пострадал и от огня, и от воды – и его потом снесли, подведя первый этаж под крышу. Так и появился в переулке этот низенький одноэтажный домик.

В том пожаре сгорел Пётр Андреевич. От него пожар и начался. «Непотушенная папироса», – так тогда сказали пожарные. Это был «тот самый» день, день плача.

Елизавета Павловна пережила мужа на двадцать лет. Она сразу тогда потеряла всю свою властность и выглядела так, словно изменилось что-то большее, чем её жизнь, так, словно помимо её собственной жизни изменился весь мир вокруг неё. Причём места в этом мире она для себя не видит. С тех пор она стала часто сидеть на лавочке перед домом и молча смотреть на людей, проходящих мимо. И Сергея в гости приглашать она перестала.

Сейчас Сергею Владимировичу стало многое понятно в той давней истории, в том, что он видел и не понимал тогда. Он понял слова мамы, которые запомнил, несмотря на свой тогда малый возраст. И в жизни своей Сергей редко, но не раз потом слышал этот гортанный дикий крик взрослых мужчин.

Иногда, вспоминая свою жизнь, перебирая её события и оценивая свои поступки, Сергею тоже хочется закричать… но он пока ещё может кричать молча.

«Так кричит совесть!», – сказала тогда мама. И не только совесть – понимает Сергей Владимирович сейчас.

Комментарии 12

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Тищенко Михаил , 00:09:02 13.06.2023

    Андрей,

    непростая тема, с многими подтекстами, и эта, смысловая часть сделана хорошо, мудро и без надрыва.

    А вот детали, на мой взгляд, можно улучшить: с одной стороны их очень много, а с другой, когда это наиболее важно, отдельная деталь вдруг становится размытой, никакой.. Например, запах - сладковатый или что-то в этом духе - это ни о чем, это клише, лучше бы было больше конкретики, чтобы читатель мог бы  почувствовать его, а не прочитать.

  • Яковлев Андрей , 11:22:13 13.06.2023
    • Тищенко Михаил , 00:09:02 13.06.2023

      Андрей,

      непростая тема, с многими подтекстами, и эта, смысловая часть сделана…

    Здравствуйте, Михаил. ) Спасибо.
        
    Я не понял вашего замечания. Сперва скажу о клише. Этим словом называются самодостаточные речевые штампы, то есть не требующие пояснений и тем самым "провисающие" в тексте без дальнейшего развития их смыслового наполнения. Вы сказали, что таковым клише у меня является эпитет к запаху "… сладковатый или что-то в этом духе ". Но у меня не использовано слово "сладковатый". Его просто нет в тексте. У меня "…запах, приторно-сладкий, который господствовал во всех комнатах, и приходилось прилагать усилия, чтобы сдерживать тошноту, а при этом ещё и улыбаться, отвечать на вопросы и не показывать хозяйке, насколько тяжело приходится". То есть запах не провис в сюжете. И более того, дальше у меня "…Хотелось быстрее выйти на улицу – и вдохнуть чистый воздух. Как сладок воздух свободы, Сергей прочувствовал с самого раннего детства". То есть, имеем противопоставление сладости чистого воздуха и тошнотворности приторной сладости замкнутого помещения. В контексте произведения это противопоставление роль свою играет, оно не случайно. Так что никакого клише здесь нет, а есть развёрнутое описание и позиционирование смысла этого описания в тексте. Слова "ни о чём" к этому фрагменту не применимы. Здесь - именно что "о чём". И об отсутствии какой конкретики речь? Тут же сплошная конкретика.
    А теперь о множественности деталей. С этим тоже не всё так просто. Но я не уверен, нужно ли мне это "не просто" здесь излагать. Однако, если хотите, изложу.

  • Тищенко Михаил , 11:43:08 13.06.2023
    • Яковлев Андрей , 11:22:13 13.06.2023

      Здравствуйте, Михаил. ) Спасибо.
          
      Я не понял вашего замечания. Сперва…

    Андрей,

    я хорошо понимаю, зачем нужны детали, хотелось бы только, чтобы они работали не формально, а воздействовали на читателя. Тем более, что текст того стоит))

    Да, для меня "запах свободы" и "приторно-сладковатый запах" - это что-то типа "краски телесного цвета", то есть избитые клише, которыми забиты сегодняшние тексты и которые совершенно неконкретны, в отличие, например от запахов камфоры, скошенной травы, жасмина, пыли и многих других, определенных и "пахнущих" в тексте запахов.

  • Яковлев Андрей , 12:33:41 13.06.2023
    • Тищенко Михаил , 11:43:08 13.06.2023

      Андрей,

      я хорошо понимаю, зачем нужны детали, хотелось бы только, чтобы…

    Всё субъективно, Михаил. И воздействие на читателя тоже. Я бы не тратил ваше время на прочтение моих ответов, а сразу бы согласился с вами, если бы вы написали свои замечания не от лица и не в защиту "читателя вообще", а высказались бы лишь от своего имени. "Читатель" - это слишком обобщённо, слишком объединительно, а потому ваши замечания воспринимается так, словно я как "крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: что такое хорошо, а что такое плохо?" Понимаете? А мне, крохе, уже 60, да и некое знание и понимание литературоведческих парадигм имею... по крайней мере, мне так кажется.

    Кстати, повторюсь: у меня нет "приторно-сладковатого", у меня есть "приторно-сладкий". Ну нет у меня слова "сладковатый" в тексте. Совсем нет.

  • Тищенко Михаил , 13:28:40 13.06.2023
    • Яковлев Андрей , 12:33:41 13.06.2023

      Всё субъективно, Михаил. И воздействие на читателя тоже. Я бы…

    Андрей,

    разумеется, я всегда высказываю только свое личное мнение, не стоит обижаться, мне понравилась ваша миниатюра, и я искренне хотел вам подсказать два технических моменты, а возраст никогда не помеха совершенствованию, если есть к нему стремление.

    Просто подумайте  о том:

    - сколько веков встречается у всевозможных литераторов эти два выражения?

    - есть у них конкретный запах, к которому они отсылают, или это только абстрактные понятия?

    С уважением и симпатией,

    МТ


  • Яковлев Андрей , 14:03:50 13.06.2023
    • Тищенко Михаил , 13:28:40 13.06.2023

      Андрей,

      разумеется, я всегда высказываю только свое личное мнение, не стоит…

    Не знаю сколько веков... Но сколько веков используется у тех же литераторов "запах полыни" или "запах скошенной травы"?.. А потом - у сахара есть запах, и уж никак не слабее, чем у пыли.

    И хочу добавить. Дело в том, что штампы - это тоже средство выражения (пусть я и не считаю, что у меня штамп). И как любым средством (инструментом) - важно уметь ими пользоваться. И тогда штамп может оказаться архетипом даже. Кстати, утверждение критика, что что-то является штампом - тоже штамп. И потом (к тому же), вот к примеру "я/он/мы иду/идёт/идём по дороге" - штамп это или нет? Ведь эта фраза очень часта в произведениях. Так что делает выражение штампом? На этот вопрос очень трудно дать ответ, на самом-то деле. А если дашь, то тут же можно найти контраргументы. Поскольку окажется, что этот термин контекстуален (одно и то же выражение может быть штампом, а может и не быть, в зависимости от контекста и обыгранности этого выражения в тексте). И тогда у меня возникает вопрос: как лично вы определяете штамп или клише? Дайте определение, которым вы пользуетесь - и, может, я соглашусь с вами...

  • Тищенко Михаил , 14:26:37 13.06.2023
    • Яковлев Андрей , 14:03:50 13.06.2023

      Не знаю сколько веков... Но сколько веков используется у тех…

    Есть два критерия: если они совпадают, я стараюсь (если вижу это) избегать таких выражений:

    - затертость, избитость образа

    - абстрактность референции


    Запах полынь- это конкретный запах. Например, медь - это элемент таблицы Менделеева, конкретный металл. Полынь - конкретный запах. Если он есть, он есть, он не может стать избитым или клише.

    А вот примеры абстрактных референций: запах надежд, запах свободы, запах будущего, запах страха... Такие "запахи" тоже могут быть высокохудожественными элементами. Но при повторении становятся избитыми, их я стараюсь избегать.

    Разумеется, это не только о запахах))


  • Яковлев Андрей , 17:10:38 13.06.2023
    • Тищенко Михаил , 14:26:37 13.06.2023

      Есть два критерия: если они совпадают, я стараюсь (если вижу…

    Хм... Михаил, но ведь "затёртость, избитость образа" - это абстрактная референция. А "абстрактность референции" обычно называют образом или метафорой. То есть вы сами сейчас используете абстрактную референцию, кстати истёртую и забитую, и при этом предлагаете отказаться от её образности? Так?

    Кстати, а вот куда отнести выражение "горький запах полыни"? К какой референции? И какова степень избитости этого выражения? Имеет смысл отказаться? Более того, "полынь обыкновенная обладает сильным приятным пряным запахом" (это я из инета с первого же попавшегося сайта фразу привожу... и на всех сайтах так...). Так что запах у полыни не горький. И вообще, может ли быть запах горьким? Или сладким? Отказываемся от  синестезии в образах? То есть вот это: https://sleepless.pro/works/11849/ - плохо? А не обедним ли мы творческий инструментарий при таком подходе? Причём, как уже я выше показал, в полемике вы сами используете подобного рода "клише", а в стихах/прозе, значит, нельзя? А почему? Не понимаю. Мне кажется, если этому подходу следовать, это будет схоже с каким-то самокастрированием творческого лексикона и надеванием вериг на собственное творчество.


    Однако, важный у нас с вами разговор идёт...

  • Тищенко Михаил , 18:04:41 13.06.2023
    • Яковлев Андрей , 17:10:38 13.06.2023

      Хм... Михаил, но ведь "затёртость, избитость образа" - это абстрактная…

    Андрей,

    есть разные типы текстов: для художественного - одни правила, для дискуссии - другие. Для художественного текста важна свежесть образа, а для художественного, наоборот - абстрактность терминологии. Помните анекдот про один волос в борще и на голове? Это именно от случай.

    Что касается - горький или сладкий у полыни запах - это зависит от автора, его мастерства и восприятия, от того, сможет ли он и убедит ли читателя в том что, чувствует.

    Но в запахе свободы лично меня ни один автор не убедит, уверяю вас))

  • Яковлев Андрей , 19:03:03 13.06.2023
    • Тищенко Михаил , 18:04:41 13.06.2023

      Андрей,

      есть разные типы текстов: для художественного - одни правила, для…

    А я думаю, что любой текст не должен самообедняться автором. Но автор должен помнить слово "уместность". И если в тексте обоснованно и уместно применена распространённая речевая формула - это не штамп и не недостаток. Это может быть элементом интертекста, кодом, архетипом или частью развёрнутого образа. В моём случае чистый и сладкий запах свободы, противопоставленный приторно-сладкому запаху помещения, противопоставление уличной свободы и закрытости комнаты, противопоставление свободы и заточения вообще, осознание человеком неправильности заточения другого человека - это сквозной и развёрнутый образ, составляющий одну из главных тем данной миниатюры. а ключевым и связующим словом является слово "запах". И выбор этого слова обусловлен его многозначностью, его использованием применительно к различным аспектам восприятия, его многообразность.

  • Лесная Елена , 02:16:58 16.06.2023

    Хорошо. Начало напомнило "Детство Никиты", но здесь посерьёзнее.

    Жаль, что озвучку сюда не прицепишь. Люблю слушать, как ты читаешь.

  • Яковлев Андрей , 16:06:37 16.06.2023
    • Лесная Елена , 02:16:58 16.06.2023

      Хорошо. Начало напомнило "Детство Никиты", но здесь посерьёзнее.

      Жаль, что озвучку…

    Спасибо тебе, Лен. )

    А озвучку да, жаль, что не прицепишь. Но, признаться, эта миниатюра мной не продекламирована. Может, конечно, когда-нибудь... но пока нет озвучки.