Узники Суздальского монастыря. Пролог Rating 10/10

Рубрика: Без рубрики | Автор: Тищенко Михаил | 08:08:09 24.09.2022
2
0

В России тюрем не было, пока

в отечестве по образу Европы,

не стали заключать в них дурака,

преступника и дерзкого холопа.

До этого топор, петля и кнут,

и дыба наказанием служили.

"Как лучше искалечить?" - Думал суд,

и - вешали, рубили или били


Пусть на Руси князей, попавших в плен,

сажали в поруб со времен варягов,

границей деревянных, грубых стен

смиряя их интриги и отвагу,

но всех других ждал жесткий приговор,

не знающий пощады, снисхожденья -

членовредительство, убийство и позор,

а в легко варианте - униженье


Царь приказал - построилась тюрьма.

А про бюджет не молвил он ни слова,

и выпала колодникам сума -

за милостыней следовать христовой.

В рубахах рваных, биты до крови,

на площадям и улицам, по двое,

они стояли, шли, прося - любви? -

нет - просто подаянье, хоть какое.


Век с лишком минул - Петр сообразил,

что каторжане - манна для империй,

на много лет ГУЛАГ опередил

и прорубил в Европу дерзко двери.

Американцы - те других кровей,

они рабов везли из-за границы,

при этом убивая без затей

своих земель хозяев краснолицых


Не знаю, почему случилось так,

но первый, кто увидел в заключенных

не монстров, идиотов или брак,

а человеков, горем полонённых, -

была Екатерина, немка. Что ж,

влияние Вольтера здесь возможно,

но именно она казенный грош

дала для Богоматери Острожной


А может, соучастник царских ласк

попал туда по ложному доносу

и всплеск воображения потряс

царицу и решил судьбу вопроса.

Созданье Грозного, тюрьма и в наши дни

пугает чувства и воображенье,

а как себя в ней чувствуют ОНИ,

проглоченные каменною тенью?


Пропали на Руси богатыри,

но не темницы в монастырских стенах,

куда лишь патриархи и цари

ссылали за проступки и измены:

без всякого суда сажали в клеть,

где даже лечь пространства не хватало,

и забывали там несчастных... Смерть,

бывало, жертву только и спасала.


И вот царица в суздальской земле

приказывает: быть тюрьме другою,

а заключенным - сытым и в тепле

под монастырской божеской рукою.

Цари или режимы - все одно

для обреченных, если воли нету,

но можно хоть смотреть, смотреть в окно,

как астроном - на дальнюю планету.




---------

До Царствования Екатерины и, практически, включительно, мужчины, женщины и дети содержались совместно. Она первая обратила на это внимание, изменила это и ,кроме того, первая обязала казну выдавать деньги на содержание арестованных, которых раньше отпускали днем, закованных по двое в колоды, ходить по городам и селам и просить на пропитание. А к вечеру они возвращались в тюрьму и их расковывали до утра.

Комментарии 18

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Тищенко Михаил , 08:10:57 24.09.2022

    Продожение первой главы о монахе Авеля еще не готово, а вот пролог закончен, прошу извинение за не хронологическую публикацию поэмы.


    С уваженеим,

    М.

  • Тюренков Василий , 15:18:13 24.09.2022


    А сейчас в тюрьмах западных стран отдыхают и отъедаются, качаются в спортзалах и интеллектуально развиваются с помощью местных библиотек. Вот бы их посадить на несколько годочков в сруб без крыши площадью два квадратных метра)

  • Тищенко Михаил , 01:13:29 25.09.2022
    • Тюренков Василий , 15:18:13 24.09.2022


      А сейчас в тюрьмах западных стран отдыхают и отъедаются, качаются…

    Вася,

    В те времена и у них своих ужасов хватало. 

    Мне сегодня пришла в голову раздирающая чувства мысль: а не лучшее ли было ходить за подаянием в колоде, чем сидеть, пусть и накормленным, 24 часа каждый день за решёткой? 


    С уважением,

    М.

  • Тюренков Василий , 01:43:57 25.09.2022
    • Тищенко Михаил , 01:13:29 25.09.2022

      Вася,

      В те времена и у них своих ужасов хватало. 

      Мне сегодня…


    Ага, наказание же так и называется: лишение свободы. Свободы, а не чего-то другого. И люди тут жутко страдают от её отсутствия.

  • Тищенко Михаил , 02:01:08 25.09.2022
    • Тюренков Василий , 01:43:57 25.09.2022


      Ага, наказание же так и называется: лишение свободы. Свободы, а…

    Причём многие из тех, кто на свободе, и пользоваться свободой своей не умеют, и жизнь их свободной нельзя назвать, но потенциально - могут воспользоваться.

    А в тюрьме - нет.


    С уважением,

    М.

  • Храни Господь от тюрьмы (даже западной) и от сумы.

  • Тищенко Михаил , 22:17:33 25.09.2022
    • Добровольский Юрий , 08:57:26 25.09.2022

      Храни Господь от тюрьмы (даже западной) и от сумы.

    да, и не только от реальной.


    С уважением,

    М.

  • Ахмедова Светлана , 16:26:22 26.09.2022

    Такие стихи хороши как иллюстрация в учебник истории. Запоминается куда легче — кратко и эмоционально, в отличие от сухих фактов параграфа. 


    Уважаемый Михаил, не снести ли кавычки в "легком"? Понятно же, что это в переносном смысле. 

  • Тищенко Михаил , 16:50:26 26.09.2022
    • Ахмедова Светлана , 16:26:22 26.09.2022

      Такие стихи хороши как иллюстрация в учебник истории. Запоминается куда…

    Спасибо, Светлана,

    кавычки убираю))


    С уважением,

    М.

  • Ахмедова Светлана , 16:57:28 26.09.2022
    • Тищенко Михаил , 16:50:26 26.09.2022

      Спасибо, Светлана,

      кавычки убираю))


      С уважением,

      М.

    :)

    Да, забыла главное-то. Если это пролог, то нужно ждать продолжения? 

  • Тищенко Михаил , 17:03:11 26.09.2022
    • Ахмедова Светлана , 16:57:28 26.09.2022

      :)

      Да, забыла главное-то. Если это пролог, то нужно ждать продолжения? 

    ага, первая часть первой главы под названием "Монах Авель" уже написана и опубликована здесь в разделе "Поэмы".


    С уважением,

    М.

  • Лесная Елена , 00:11:59 27.09.2022

    Да, сюда б ещё иллюстрации и можно детям книгу.

  • Ахмедова Светлана , 17:31:37 27.09.2022
    • Тищенко Михаил , 17:03:11 26.09.2022

      ага, первая часть первой главы под названием "Монах Авель" уже…

    О, это хорошо, приду )

  • Тищенко Михаил , 01:51:49 28.09.2022
    • Лесная Елена , 00:11:59 27.09.2022

      Да, сюда б ещё иллюстрации и можно детям книгу.

    Конечно, возможно, что в сегодняшнем мире, книга про тюрьму - это самое детское чтение.

    Хотя, Лена, вы и правы по сути: тюрьма - это только удобный (для зрителя извне) кадр проявления человеческого характера и души.

    Одной из моих любимых книг в юности было "Житие протопопа Аввакума"


    С уважением,

    М.

  • Лесная Елена , 01:53:56 28.09.2022
    • Тищенко Михаил , 01:51:49 28.09.2022

      Конечно, возможно, что в сегодняшнем мире, книга про тюрьму -…

    Дети должны знать историю. Это даёт хоть какой-то шанс, что они сделают меньше ошибок. И путь их будет светлее.

  • Тищенко Михаил , 02:36:32 28.09.2022
    • Лесная Елена , 01:53:56 28.09.2022

      Дети должны знать историю. Это даёт хоть какой-то шанс, что…

    ага, невежество - источник несчастий: оно перекрывает путь к знаниям, необходимых для принятия  правильных решений, без которых  - не понять  себя, а значит, и не найти дорогу к счастью.


    С уважением,

    М.

  • Дегтярёв Олег , 05:22:58 08.10.2022
    По душе Ваш ход мысли!Понравилось! С поклоном


  • Тищенко Михаил , 11:03:08 08.10.2022
    • Дегтярёв Олег , 05:22:58 08.10.2022
      По душе Ваш ход мысли!Понравилось! С поклоном


    Спасибо, Олег))


    С уважением,

    М.