Узники суздальского монастыря. Монах Авель 10/10
Рубрика: Без рубрики | Автор: Тищенко Михаил | 14:49:59 17.09.2022
-1-
Когда глядит распятье со стены,
а за окном капель и пенье птичье,
свобода - это чувственные сны
и ощущений екклесиастичность.
Какой там на дворе сегодня век
и кто царит - Романов или Сталин? -
Здесь, за замками, просто человек
себе и Богу снова предоставлен.
Окно. Решетка. Перед ней - монах.
Глаза черны, и борода - густая,
он крупногабаритен и пропах
тюремным терпким бытом. Он листает
какие-то листочки, и слова
казалось бы, слетают с губ, но в келье
белёной - тихо. Жесткая кровать
стоит в углу кандальною купелью.
Он вспоминает детство и избу,
где тишина была такою редкой,
где — сам-девятый с шишками на лбу —
от голода грыз почки он и ветки.
Отец его, известный коновал,
был очень уважаем мужиками,
и сын ему то в поле помогал,
то во дворах соседей - с жеребцами.
Но теснота и гам, крестьянский быт,
отсутствие интимности, покоя,
работа, чтобы выжить, чтобы жить -
проклятье крепостное, родовое -
зело его смущало. Он просил
родителей ему уйти позволить
в монахи. Но отец его женил,
сказав, чтоб он не смел и прекословить.
Жена была пригожею, троих
детей как между делом нарожала
да он, видать, с изъяном был мужик,
ему чего-то всё не доставало.
Не мог найти он близости души
в родителях, сельчанах и супруге,
ему хотелось что-то совершить,
его страшили барщина и ругань.
Он плотничать из дома уходил
в Херсон и в Кременчуг - где есть работа,
казалось небо ближе меж стропил,
а запах смол - сильней, чем запах пота.
В артели научился он писать,
читать. И у костра под небом звездным
любил он с мужиками рассуждать
о всём, что будоражит ночью поздней.
И вот, дожив почти до тридцати,
жену де факто вдруг оставя вдовой,
в Санкт-Петербург пешком пошел, в пути
прося смиренно и еды, и крова.
В Санкт-Петербурге барин жил его,
за вольною шагал туда Василий
и чувствовал в душе своей огонь
предчувствий - этот двигатель всесильный.
Остались монотонность за спиной,
троих детей обиженные лица,
и быт - такой тяжелый и родной,
но отуплявший - до желанья спиться.
Он помнил смутно, что, когда болел
и дал обет служить Творцу, под утро
прозрение и много важных дел
сам ангел обещал ему как будто.
Комментарии 16
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.
Несколько лет назад я был в Суздале и мне захотелось написать поэму об узниках Спасо-Ефимовского монастыря. Я начал ее, но тогда интереса текст не вызвал, и начинание так пока и ограничилось первой главой...
Ярко выраженный интроверт... Лучшего собеседника, чем Бог, таким людям не найти...
С уважением, Олег Мельников.
Хорошее начало, Михаил!
Познание через Бога, смирение перед Богом...
Но теперь Херсон и Кременчуг не о смирении говорят...
он крупно-габаритен и пропах(( думаю, крупногабаритен слитно всё ж
рифмы местами ооочень глянулись
ну и - удаются вам тексты об исторических личностях
Ярко выраженный интроверт... Лучшего собеседника, чем Бог, таким людям не…
Интровертов много, но оставивших такой след в истории, да еще в то время и с крестьянским, крепостным детством...
Я даже сразу и не припомню подобных личностей.
Разин, Пугачев, Отрепьев, Авакум, Ломоносов - все они были из других сословий.
С уважением,
М.
Хорошее начало, Михаил!
Познание через Бога, смирение перед Богом...
Но теперь Херсон…
Спасибо, Михаил, за ободряющие слова, попробую вернуться к задуманному и продолжить.
Ну, а Херсон и Кременчуг, они разное знали, не места определяют людей, а наоборот))
С уважением,
М.
он крупно-габаритен и пропах(( думаю, крупногабаритен слитно всё ж
рифмы местами…
Спасибо большое, Лена,
конечно, слитно, поправил))
С уважением,
М.
"Екклисиастичность" потрясла, если честно )
В слове "зелО" правильное ударение на О, поэтому лучше бы так:
"его зело смущало".
И ещё: "екклЕсиастичность" (ЕкклЕсиаст).
В слове "зелО" правильное ударение на О, поэтому лучше…
Двойное спасибо, Володя!
Поправил)
С уважением,
И.
Вот странный парадокс – чем несвободнее тело, тем свободнее дух и мысли.
Вот странный парадокс – чем несвободнее тело, тем свободнее дух…
Да, и еще: чем спортивнее тело, тем духовному в нем труднее реализоваться.
Осюда и практика вериг, думаю, и ограничений себя...
Если тело не ограничивать, он "съедает" все, включая и дух, и душу...
Меня еще с юности поражало: куда девались те "молодые генералы" Отечественной войны 1812?
Что случалось с образованной и богатой молодежью России в 19в, когда она переваливала за 40, 50?
Кстати, первые, кто ввели в общество культуру спорта, загара - были нацисты, если я не ошибаюсь...
Проблема оппозиции "свободы - несвободы" духа и тела, его "спортивности - открытости к творчеству" - это не теоретическая проблема: каждый человек, победивший нужду, должен для ее решить, если не решит - его душу поглотит его же плоть))
С уважением,
М.
Да, и еще: чем спортивнее тело, тем духовному в нем…
Ну, думаю, ещё до нацистов культуру спорта яро продвигали древние греки, особенно спартанцы. Но да, они были ещё теми нацистами.
Ага, самые глубокие мысли и концепции, по моим наблюдениям, приходят людям, лишённым пространственной свободы – находящимся в заключении, прикованным к постели болезнью и т. д. Или просто телесно страдающие.
Ну, думаю, ещё до нацистов культуру спорта яро продвигали древние…
ага, те были еще и рабовладельцами!
да, телесные страдания - это одно из спасений для души.
Но как быть здоровым? - Так или иначе усмирять зверя своего тела.
А он опасный и хитрый - Минотавр, словом))
С уважением,
М.
ага, те были еще и рабовладельцами!
да, телесные страдания - это…
Ага, рычит по утрам и норовит на мягких лапах к ларьку прокрасться. Хитрый, зараза, изворотливый. На всё у него отмазки имеются)
Ага, рычит по утрам и норовит на мягких лапах к…
и при этом, ларек - не самое страшное из его желаний))
С уважением,
М.