Комментарии, полученные пользователем

Произведение: Девятое мая | Бочаров Александр 55 | 22:49:34 13.05.2023

Полностью согласен с Юрием Садовским, что стихотворение "Я остался в окопах..." даже ради этих ярких строк его стоило писать:

Я остался в окопах,

я в полях васильками пророс

без салюта и гроба,

без речей поминальных и слез...

Я остался там с другом,

сжатый хваткой земли и камней,

превращаясь под плугом

в бесконечную силу корней...

За границею смерти,

за границею тика минут

я живу на планете,

если люди другие живут...

Уверен, что это стихотворение будет доработано Михаилом Тищенко до совершенства!
С уважением, Александр Бочаров.

Произведение: Девятое мая | Садовский Юрий | 21:57:58 13.05.2023

Убежден, Михаил, что стихотворение еще претерпит изменения, но даже ради этих ярких строк его стоило писать:


Я остался в окопах,

я в полях васильками пророс

без салюта и гроба,

без речей поминальных и слез....

Я остался там с другом,

сжатый хваткой земли и камней,

превращаясь под плугом

в бесконечную силу корней...

За границею смерти,

за границею тика минут

я живу на планете,

если люди другие живут...


Полезно вспомнить, что такие ребята как Тютчев продолжали работу над хорошими стихами десятилетия!..
А тема, поднятая Вами, весьма глубокая... Ибо дорога, прорастающая в человечную вечность, в кюветах своих хранит свидетельства бесчеловечного отношения людей друг к другу... Причем, знает почему хранит!

Произведение: Девятое мая | Добровольский Юрий | 19:26:33 13.05.2023

Не надо так нервничать, все будет хорошо. Напишите еще. )))

Произведение: Девятое мая | Добровольский Юрий | 18:44:59 13.05.2023

Миша, я вам ничего не навязываю. Тем более упорно. Стих открыт для обсуждения, разве не так. Обсуждаю не вас лично, а это пафосное и сложносочиненное произведение, которому сложно поверить, если видишь войну собственными глазами. 

На личности я не переходил, в отличие от вас, чем вы меня сегодня неприятно поразили. Не ожидал, если честно. 

Но на будущее учту.



Произведение: Девятое мая | Добровольский Юрий | 18:44:59 13.05.2023




Произведение: Девятое мая | Добровольский Юрий | 16:47:59 13.05.2023

Нет, Миша, не противоречу, потому что боюсь тех самых оркестров, пышных похорон, трибун,  салютов, торжественных слов о птицах, алтарях, зернах, бальзамах каких-то.

Боюсь  "собак, выполняющих роль санитаров". Хотя это уже другой поворот мысли. О таком не скажешь на трибуне или дочке погибшего на войне папы.  Не так ли?

Боюсь слов бабушек, говорящих чужакам: "На синку, візьми насіння соняха, поклади до кишень. Нехай наступного року буде добрий врожай."

Боюсь и таких стихов, на мой взгляд питающих эстетику красоты смерти на поле боя.  А ее просто нет и не будет. О какой бы мы войне с вами сейчас не говорили.

Произведение: Девятое мая | Добровольский Юрий | 12:22:01 13.05.2023

Миша, Вы еще в полной мере не прочувствовали того, что новая война заслонила собой предыдущую, во всем своем ужасе и следующем за ним цинизме. Отсюда и этот Ваш "гимн смерти" ( я очень согласен с этой формулировкой Лины ). 

Сегодня тысячи убитых солдат с двух сторон не "прорастают васильками" в полях. Нет. Они просто валяются в посадках и их доедают одичавшие голодные собаки, ушедшие из разрушенных войной сел и поселков.

И это тоже страшная правда, после которой нет желания ни читать и ни писать о  войне столь возвышенно прямолинейно. 

Может лет через тридцать? Кто знает? Хотя помню, что мой дед и 1975-м году ничего не говорил о своих орденах, а мне пацану так хотелось.

Оценку стихотворению не ставил.


Произведение: Девятое мая | Тëмо Ангелопулу | 10:06:55 13.05.2023

Тутанхамон сказал, что правда всегда одна. Гитлер капут! 


Произведение: Девятое мая | Тëмо Ангелопулу | 00:06:42 13.05.2023

Лучше бы я об этом не знал 

Произведение: Девятое мая | Тëмо Ангелопулу | 22:24:29 11.05.2023

А мне показалось, наоборот, гимн жизни. И чувствуется, что написано с большим светлым чувством и переживанием

Произведение: Девятое мая | Бочаров Александр 55 | 13:39:08 10.05.2023

Люди, люди...
А люди ли мы?

Почему мы теряем самое главное в человеке — человечность?
Умнеем, тупеем, дуреем, бесимся, скрипим зубами, рычим, плюемся, обзываем друг друга...
Что вы напали на Михаила Тищенко из-за стихотворения "Я остался в окопах..."?!
Почему творится такое?
Расскажу немного о своём тесте, участнике ВОВ.
Шебуняев Федор Васильевич,
20.12.1918 — 03.05.1993

механик-водитель танка, дважды горел в танке, но выжил и продолжал воевать до Победы.
После войны он жил с семьёй в селе, на берегу Урала.

Шебуняев Ф.В. не смотрел фильмы про ВОВ, когда такие фильмы транслировали по советскому телевидению, он вставал с табуретки и уходил в гараж, где ковырялся в своём ушастом "Запорожце" модели ЗАЗ 966.
Летом, когда я приезжал к нему в отпуск, мы часто ездили на этом автомобиле на покос, на рыбалку, на сбор грибов и ягод.
За руль всегда усаживался танкист Фёдор Васильевич и выжимал из своего живучего "Запорожца" по просёлочным дорогам что-то невероятное!
Я садился впереди, рядом с ним, в качестве пассажира и видел все его виртуозные маневры на дорогах и зигзаги по обочинам.
У Фёдора Васильевича манера вождения на "Ушастом" была фантастическая!
Особенно я напрягался тогда, когда мой тесть, на приличной скорости, вписывался с крутого берега на узенькую дорожку по временному мосту через реку Урал.

Траектория "Запорожца" при таком маневре на дороге к мостику действительно была схожа с началом динамического заноса.
"Ушастого" как бы начинало разбалтывать...
К чему я это пишу?
Да всё к тому же, к реальному восприятию происходящего с нами и вокруг нас.
Как-то я спросил своего тестя:
"Фёдор Васильевич, а почему вы не смотрите фильмы о ВОВ?!"
На что он мне ответил:
"На войне я видел правду, где было много убитых, оставшихся в окопах или втоптанных в землю.
Их одежда, кровь, кости, даже содержимое кишок — всё наматывалось на гусеницы, а потом оставалось лежать в грязи".
Вот так вот, спорщики:
"без салюта и гроба

без речей поминальных и слез"
Так что Михаил Тищенко правдиво описал в своём стихотворение "Я остался в окопах.."
Михаил, благодарю Вас за правду!

Произведение: Девятое мая | Михаил Эндин | 12:46:28 10.05.2023

Давайте, вы не будете трогать моих родных...

Произведение: Девятое мая | Михаил Эндин | 12:15:34 10.05.2023

Ну, буду считать, что у меня всё впереди...

Произведение: Девятое мая | Михаил Эндин | 12:04:58 10.05.2023

Очень много и о многом вы сказали, Михаил.

Я в ответ скажу только одно: я не могу, т.е. душой и телом не могу, чувствовать то, что чувствовали участники Отечественной войны: мой воевавший отец, мать-блокадница, многие мои родные, погибшие на фронте, расстрелянные в оккупации, умершие в блокаду.

Поэтому я никогда не пишу стихов о войне; я написал всего два стихотворения о памяти и о поминании погибших

Произведение: Девятое мая | Михаил Эндин | 11:49:10 10.05.2023

Простите, что вмешиваюсь, но вы, Михаил, путаете понятия: одно дело умереть своей естественной смертью и совсем другое — быть убитым на войне. Воспевать смерть на войне — это неправильно, это значит романтизировать её, красивой картинкой увлекать войной новых людей.


Произведение: Девятое мая | Хорошун Валерий | 10:03:50 10.05.2023

Как всё-таки по-разному люди воспринимают смыслы) Для кого-то Ваше стихотворение звучит гимном смерти, а для меня - это гимн жизни. Вечной жизни. Вечного круговорота, где и тело, и душа обретают новые формы - более совершенные и разумные.

Спасибо, Михаил за прекрасное стихотворение!

Произведение: Девятое мая | Михаил Эндин | 08:17:20 10.05.2023

Я уже только что высказался в комментарии Владимиру Литвишко о своём отношении к стихам о Великой Отечественной войне, написанным современными авторами. Может быть, моё мнение неверно, но мне все такие стихи кажутся вторичными, искусственными. Вот и у вас, Михаил, казалось бы действительно сильное начало (хотя и напомнило "Я убит подо Ржевом"), но последняя строчка первой строфы читается с противоположным смыслом — птицы терзают и съедают тело незахороннего солдата. И дальше — всё слишком красиво, просто любование смертью, и совершенно не соответствующее тому времени и событию слова "бальзам" и "вериги границ".

Возможно, это только моё такое восприятие, возможно...

Произведение: Девятое мая | Владимир Литвишко | 23:48:43 09.05.2023

Вы нашли по новому звучащие слова, для описания этой бездонной темы, Михаил!

Произведение: Девятое мая | Бочаров Александр 55 | 20:01:01 09.05.2023

С Днём Победы, Михаил!
Для меня волнительно читать такое стихотворение!

Потому что храню в себе самые дорогие воспоминания о родственниках.
Мой второй дедушка, по маминой линии, Кононов Дмитрий Васильевич, 1904 года рождения без вести пропал под Ржевом.
Вечная память павшим!
С уважением, Александр Бочаров.

Произведение: Первомай... | Козлов Алексей | 18:43:46 09.05.2023

Всё пришло в движенье сразу,

Загремели птичьи трели,

Но недвижимость, зараза,

Недвижима, как в апреле.