Леонардов щит 10/10
Рубрика: Поэмы | Автор: Мялин Владимир Евгеньевич | 20:03:47 05.06.2021
Маленькая поэма
1.
Сер Пьеро как-то ранним летом
По сельской местности бродил,
И встретил давнего соседа.
Старик охотиться любил
На птиц, и рыбу он удил.
Нередко дикими дарами
Лесов оливковых и вод
Сер Пьеро пользовался. Вот,
Сияя птичьими глазами,
Навстречу друг ему идёт.
«Здорово, Пьеро!» То да это...
«Как поживаешь?» «Так и сяк.
Надеюсь, не забыл соседа...»
«Уж я сетей твоих отведал,
Филиппо, бражник и рыбак!»
Стоял денёк – святая Дева! –
По-райски бледно-голубой.
«Послушай, Леонардо твой,
Слыхал я, самого Андреа*
Заставил кисти отложить!..
Тебе хочу я доложить:
Такого ангела с натуры
Твой сын исполнил! А фигуры
В «Святом Крещении» того
Не выражают ничего...»
«Ну, это ты, Филиппо, слишком,
Помилуй Бог, куда задрал!
Хотя, конечно, мой мальчишка
Кусок неплохо написал...»
«Ну ладно, что ходить далече,
Коль на ловца и зверь бежит?
А вот к чему веду я речи:
Есть у меня обычный щит,
Но – нерасписанный и плоский,
И прочный, как из дуба доски.
Пусть Леонардо покорпит, –
Невелика ему забота, –
Распишет мой дубовый щит.
Уж лучше мастер твой, чем кто-то...»
2.
Пухлы Эроты и курчавы.
А с женских глиняных голов
Слетает дух, слегка лукавый,
Античных древних мастеров.
По лавкам памятки, картины,
Бумаги свитки - и страниц,
Где сукновальные машины
И аппараты в виде птиц...
Пунктиры, циферки и знаки,
Чернильным черчены пером,
И крылья мельницы, и влаги
Кувшин, и колба с серебром
Недвижной ртути... На мольберте,
На раму тянут, холст стоит...
«Ну что за щит прислали черти!» –
Смеясь, хозяин говорит.
«И сучковат он и в занозах,
Неровен по краям и гнут...»
Вокруг – скульптуры в разных позах
Ему о главном вопиют.
А он доскою занят всуе,
И выправляет на огне,
Потом левкасит и шлифует. –
Как это непонятно мне!
Он натаскал в свою камору
Сверчков, хамелеонов, змей,
Лягушек, бабочек, мышей
Летучих – всяких без разбору.
Он переносит их на лист,
Беря от каждого по части,
Не замечая, в душной страсти,
Что воздух смраден и нечист.
3.
Бывало, видит Леонардо
В толпе, на улице, у стен
Лицо живое, руки старца,
И волосы, подобье пен;
Морщины, бороду мочалом,
Нос бульбой, что-нибудь ещё,
О чём мы грезим горячо
В своих виденьях небывалых;
Очнувшись, знаем: красота –
Нет, не собою занята...
Всё Леонардо пригодится.
И всё художника влечёт.
На рынке покупает птицу,
Потом следит её полёт.
Модель крылатую он строит,
И вдруг, закрывшись в мастерской,
Воображенье беспокоит
Страстей чудовищной игрой.
Нанесены на щит сначала:
Дракона лапы; грудь пуста,
Из пасти – огненное жало,
И шип на кончике хвоста.
Чернеют крыльев перепонки,
Белки красны, дым из ноздрей,
Два усика сверчковых тонких,
А пузо бабочек и змей...
Куда фантазия поэта,
Тебя, мой мастер, завела?
Который век Персеем где-то
Глядишь с опаской в зеркала.
В руке не меч, а кисть сверкает,
Тебе отсечь не помогает
Горгоны змееву главу.
Ты спишь ли, грезишь наяву?
О том никто уж не узнает, –
Сидишь, расписываешь щит,
А за дверьми отец стоит...
4.
«Что, сын, закончил ты работу?» -
На щит расписанный старик
Глядит и вдруг раздался крик,
Как будто Пьеро ранил кто-то,
Как будто шпаги остриё
Впилось под сердце и застыло.
«Ожило чудище твоё!
Ей Богу, чудище ожило!»
«Отец, затем и нужен щит,
Чтобы оберегать, пугая.
Посмотрит недруг – убежит,
Со страху пятками сверкая...»
5.
«Ну, нет, Филиппо, не отдам
Игрушку ценную обратно!
Снесу-ка я её купцам,
Продам, проезжим – ну и ладно...»
Сказал и сделал Пьеро, смел, –
Продал богатым флорентинцам,
И сто дукатов заимел;
А те, подобны водным птицам,
Приплыв в Милан, загнали щит
В три меры герцогу Милана.
И в светлой зале он висит
Мечтой чудовищной и странной.
Волы по улице бредут,
Идёт наёмник с алебардой.
Сер Пьеро в лавке тут как тут –
Кричит, торгуется с азартом.
Он выбирает щит один
С пробитым сердцем и стрелою. –
Доволен будет селянин,
Простак, не ровня нам с тобою.
8 июня 2017г.
*Андреа Вероккьо, учитель Леонардо да Винчи
Комментарии 8
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.
Владимир,
замечательно изложена легенда!
Единственно, в начале, тому, кто не читал Вазари или не знает, о чем идет речь, думаю, трудно разобраться, кто тут чей сын и причем Леонардо ла Винчи.
Прощу прощения за постоянные критические замечания: стихи ваши замечательны, хочется, чтобы он были совершенны!))
Владимир,
замечательно изложена легенда!
Единственно, в начале, тому, кто не читал Вазари…
Но если я начну рассказывать в стихах, кто есть кто, исчезнет главное,
присущее поэзии...
Много ли нам объясняет, например, Гомер в своей "Илиаде"?
О подробностях мы узнаём из сносок на последней странице книги,
из пояснений историков и литературоведов.
В наше время получить информацию - дело двух-трёх минут.
Пусть читатель не сразу поймёт или вовсе не поймёт, о ком идёт речь:
путь он читает просто искренние стихи. И в этом случае он обретёт для себя больше,
чем если бы он выучил наизусть том БСЭ.
Если заняться повествованием и расширить рамки этой небольшой вещи, исчезнет
эмоционально-образный напор, стихи потускнеют и перейдут в рассказ или правдивую
бытовую историю.
"Меня поразили эти жуткие уроды, и я до сих пор не могу оправиться от потрясения, они до сих пор стоят у меня перед глазами. Почему именно это занимает его фантазию? Почему он вызывает из небытия эти отвратительные, призрачные образы? Почему они ему мерещатся? Зачем он возится с чем-то, чего и в природе не существует? Должна же быть какая-то причина! Видимо, тут некая внутренняя потребность.
..........................
Когда смотришь на его надменное лицо, в котором, надо признать, есть и благородство и утонченность, то просто не верится, что эти гнусные картинки — его детища. И однако, это так. Тут есть над чем задуматься."
Пер Лагерквист
Знаю эту реальную историю, которая звучит как фантастическая. У Леонардо был утонченный и изобретательный ум, но абсолютно бесстрастный, такое ощущение, что он не страшился смерти, наоборот она ходила у него в подмастерьях. Странно, но что-то страстно-бесстрастное роднит Леонардо с поп-механникой Курёхина, хотя, конечно, фигуры разновеликие.
Твоя история великолепна,
молодец Володя!
Знаю эту реальную историю, которая звучит как фантастическая. У Леонардо…
Сколько натуралистически мрачного в его "Прекрасной ферроньере", и сколько света и лёгкого очарования в "Девушке с горностаем"! Душа художника - загадка, но знаю: душа - борение Света с Мраком. "Джоконда" - сколь ангел - столь и демон. В ней убитый на дуэли Лермонтов, в ней несчастная душа бедного Врубеля, принявшего из рук поэта обольстительно- мрачный образ духа зла. Гады мои, наверное, оттуда же, всё из той же зловонной лохани ...
Кстати говоря, резание трупов и препарирование насекомых, думаю, увлекали да Винчи едва ли меньше грунтованных холстов и юных рыжеволосых мадонн с младенцами.
Игорь, спасибо!
"Меня поразили эти жуткие уроды, и я до сих пор…
Да Винчи - естествоиспытатель, стало быть есть в нём доля цинизма, трезвости учёного-практика. Но художник требует необычайного. Требует освобождения от приземлённого и унылого...
Таким образом, да Винчи, вероятно, освобождается от навязчивых идей, возможно, и фобий...
Гойя во многом ему в этом сродни.
Действительно, читается с большим интересом!
С уважением, Олег Мельников.
Действительно, читается с большим интересом!
С уважением, Олег Мельников.
Спасибо, уважаемый Олег!