пятеро в 1942 году 10/10
Рубрика: Верлибр | Автор: Тищенко Михаил | 15:24:31 15.05.2021
я хочу рассказать о том
что делали в один и тот же день
пятеро не знакомых друг с другом
юношей
каждый из которых был
русским мальчиком девятнадцати лет
первый
как обычно стоял охранником
у ворот колымского лагеря
оттуда выходила колонн ЗК
в каждом ряду по пятеро
внезапно он узнал отца
в одном из заключенных
тот только вчера
пришел с новым этапом в лагерь
смена караула наступила через 4 часа
еще два часа юноша писал
письмо товарищу Сталину
с просьбой разобраться
ведь его отец был честен
и предан стране
потом поставил винтовку на землю
опёрся горлом о ствол
и нажал спусковой крючок
письмо разумеется
не было отправлено
второй
на другом материке
оказался один в окружении немцев
ему вспомнились
яблочные пироги и танцы в клубе
мамины ладони и нежный пушок
на затылке школьной подруги
мысленно он увидел перед собой
арестованного и затем исчезнувшего сержанта
который перед этим попал в плен
казалось
снаряды стали рваться не только вокруг
но и прямо в его груди
чтоб спастись
он выпрямился и шагнул
из холодного сырого окопа
и несколько немецких автоматных очередей
освободили его навсегда
от тела и страха
третий
был доходягой ЗК
в относительно южном лагере
нашей необъятной родины
у него стал виден хвостик -
выступающий от голода кобчик -
и он мог уже обхватить свою талию
пальцами своих рук
но он был художником
его взяли под защиту эстонцы
в барак к которым
не смели заходить даже вертухаи
он рисовал портреты своих спасителей
те отсылали их своим близким
платили ему за это едой
и дружеским вниманием
по вечерам он видел в окне
как черный однорогий бык
вывозил сани с завернутыми в дерюгу телами
как конвоиры для счета и надежности
пробивали молотками на длинных ручках
бритые шары голов насквозь
и продолжал жить
четвертого
вместе с большой толпой
повели в баню
в немецком контрационном лагере
приказали раздеться
и вместе с другими голыми
мужчинами и женщинами
затолкали в большое помещение
он видел как эсэсовский офицер
хищно вывел из толпы
и увел с собой
худую но все еще красивую
рыжую польку
почувствовал запах газа
и успел удивиться:
неужели это все?
пятый
лежал в госпитале
после ранения и контузии
рядом с ним стояла молодая медсестра
она светилась жизнью
он помнил ее руки своим телом
война на передовой для него закончилась
можно было вернуться домой
но дом его был сожжен
а семья - уничтожена
они все были хорошими ребятами
обученными жертвовать всем
ради больших идей и чувств
они не прятались
не скупились
они отдавали свои жизни родине
как дети отдают маме
дневники с отметками
помнит ли их кто-нибудь сегодня?
Комментарии 10
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.
Это сильное стихотворение, Михаил
Но что бы его поняли, нужно его вписать
В историю литературы
Не в моду литературы, а именно в историю
Ну да там увидим
Удачи
Игорь, спасибо,
я с юности моде в поэзии не следовал
как я уже Вам говорил, стихи - это возможность открытия нового и для меня самого, говоря метафорически - "вырубание" из скалы языка очередной поэтической скульптуры))
Игорь, спасибо,
я с юности моде в поэзии не следовал
как я…
Хотя моя школа скорее Московская
А ваша петербургская
Но думаю академические различия не так уж значительны
Но скажу что вы мыслите более европейски
(Это с мой точки зрения не плюсовая позиция) чем нынешний "я"
Вот эти ваши стихи для меня и навряд ли
Для реального русского читателя
Ну а потом моя голубая мечта
О создании читателя из "массы_
Хотя моя школа скорее Московская
А ваша петербургская
Но думаю академические различия…
Игорь,
лингвистическая и литературоведческая школа у меня - филфак МГУ, если я начну перечислять, кто нам читал лекции, у кого на семинарах или с кем в экспедициях мне довелось общаться, это будет выглядеть как хвастовство. Сила этой школы не только в отдельных преподавателях, но и в свободе, открытости, бескорыстности мысли и чувств - все, что было под замком в большинстве вузов и что находится там же сегодня почти повсюду в нашей стране.
Я не соглашусь с вашим суждением о читателях, мой сборник вроде как неплохо продается, я просто еще никогда не делал усилий для продвижения себя, это никогда не было в приоритете.
Что касается читателя из массы, то он есть и всегда будет, но его идеал - в лучшем случае Асадов, а чаще - стихи типа песен КСП. И это тоже неплохо))
Кстати, не надо обольщаться, что у Пушкина, у большей части его наследия, есть массовый читатель.
На полках он стоит, да, но кроме детских сказок, нескольких хрестоматийных стихов, Евгения Онегина (т.к. последний - в школьной программе) массовый читатель стихов Пушкина не знает.
Думаю, всегда будет, Игорь, читатель, например, и на наши с вами стихи))
Миша, до кома в горле и слёз... Это та самая правда, которую десятилетиями так тщательно скрывали. Я не так дано занималась историей своего родного Харькова, когда писала документальную повесть об оккупации. Я сравнивала при этом то, как нам преподносили историю оккупации в средней школе и в системе тогдашнего общественно-политического воспитания. Я ужасалась не только масштабам военной трагедии моего города, но и масштабам лжи об этой трагедии.
Миша, спасибо тебе за этот стих. С глубоким уважением.
Миша, до кома в горле и слёз... Это та самая…
Мила,
у правды много лиц, хотелось бы их все примирить...
Спасибо тебе большущее!
Приветствую, Михаил!
Ваше стихотворение, можно сказать, пример поэтической герменевтики отечественной истории, но не в хронологическом аспекте, а в аспекте персональных житий. Читая его, я вспомнил о человеческих жертвоприношениях древних славян. Так, по крайней мере я понял Ваш перечень, речь о жертвах не стране, не Родине, а идее, которая не вещественней какого-либо Одина. Любопытно, что третьего молодого человека уберегли от пиров Вальгалы, так ли сяк ли, европейцы. И кстати, финальный пассаж, насчет дневников, не скажу, что он не тянет, но чтобы символически связать, по сути, жизнеенын параллели школьной аллюзии маловато.
Приветствую, Михаил!
Ваше стихотворение, можно сказать, пример поэтической герменевтики отечественной истории,…
Феликс,
я руководился чувством, а не идеей.
Вы нашли очень интересное объяснение, возможно, в нем что-то есть: для нашей родины, так же, как и для идеи человек - это просто разменный или строительный материал.
Я думаю, как, полагаю, и большинство здесь, что человек - гораздо больше.
Просто он не знает, что в нем есть и не умеет этим пользоваться.
Феликс,
я руководился чувством, а не идеей.
Вы нашли очень интересное объяснение,…
А что насчет концовки?
А что насчет концовки?
концовку подправил...
Спасибо!
Мама и поставила подпись.
В том, как она это запомнила и представила другим детям.