Соберу до заката валежника ворох... 10/10
Рубрика: Без рубрики | Автор: Садовский Юрий | 22:30:45 05.02.2021
Памяти мамы
Соберу до заката валежника ворох
И над красной рекою зажгу.
Вспомню всех, кто воистину близок и дорог,
Перед кем в неоплатном долгу.
...Рыжим псом заиграло веселое пламя,
Теплым дымом лизнуло лицо,
И пригрезилось мне, что жива еще мама,
Что всхожу на родное крыльцо.
Озарился клочок невысокого неба,
Как от русской печи потолок,
Потемневший от будничных выпечек хлеба,
Каждодневных забот и тревог.
Плачет чибис над долом иль кружит кручина,
Замыкая над домом круги?
Отозвалась суровой судьбою причина
На тяжелые наши грехи.
Перед мысленным взором любимые лица,
Все туманнее облики их.
Годы, судьбы...
Горим, как в пожаре страницы,
Осенённые Книгою книг.
Комментарии 15
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.
Юрий,
стих, мне кажется, удачный, яркий, но фраза "Отозвалась суровой судьбою причина На тяжелые наши грехи..." не понятна мне, и в ней, на мой взгляд, целых 2 заезженных клише...
И еще одна маленькая деталь: высокая лексика 19 в (пригрезилось, озарился, всхожу) , думаю, "разбавляет водой" яркость бытовой картинки и смысла.
Откликнулись стихи, Юрий. Быстро нарисовалась картинка - костерок у реки, фигура мужчины рядом,
погружённого в раздумья...река..птицы над ней...Только почему у Вас глаголы в разных
временных формах? Не обратили внимания? А между тем, это мешает цельному восприятию.
Я перевела действия в настоящее время и всё сложилось, смотрите:
Соберу до заката валежника ворох
И над красной рекою зажгу.
Вспомню всех, кто воистину близок и дорог,
Перед кем в неоплатном долгу.
Рыжим псом заиграет весёлое пламя,
Тёплым дымом овеет лицо...
И пригрезится мне, что жива ещё мама,
Что всхожу на родное крыльцо.
Озарится клочок невысокого неба,
Как от русской печи потолок,
Потемневший от будничных выпечек хлеба,
Каждодневных забот и тревог.
Плачет чибис над долом иль кружит кручина,
Замыкая над домом круги?
Отзовётся суровой судьбою причина
На тяжёлые наши грехи...
Перед мысленным взором любимые лица,
Все туманнее облики их.
Годы, судьбы...
Горим, как в пожаре страницы...
Осенённые Книгою книг.
Юрий,
стих, мне кажется, удачный, яркий, но фраза "Отозвалась суровой судьбою…
Не знаю, Михаил, Тамара, как отзовутся эти мои слова, но не сказать я их не могу...
Ни сколько не боюсь употреблять архаизмы, клише, и прочие словесные конструкции, которые органично вплетаются в выстраданные всей моей жизнью строфы... Здесь я описываю поминальную минуту... Прошлое, настоящее и будущее сконцентрированы в ней... Глаголы в разных временах это верно! И это правильно, потому что желаемое и действительное тут соприкасаются.
Ну, можно, конечно, перед пятым стихом поставить три точки. Или, отделив первые четыре в отдельную строфу, опять же поставить три точки.
Я, экспериментально, могу на досуге по упражняться, но эти стихи станут другими, утратят нечто важное, что восполнить никами "лучшими словами в лучшем порядке"...
Спасибо Вам, коллеги, за неравнодушное прочтение дорогих для меня стихов.
С уважением,
Юрий!
Уважаемые коллеги!
Вопрос критики на сайте, поставленный Михаилом на Форуме
в этой краткой беседе обнажился достаточно явно
Прежде всего скажу, что категории поэтов на уровне "архаисты-новаторы"
поставлен и в некоторой мере решен Ю. Тыняновым
У Юрия манера ближе к архаистам не только в этом стише, но и во многих других
плохо ли это? Но с чем сравнивать! Гений Пушкина показал дорогу, как совместить
новаторство и архаизмы, но все ли мы "Пушкины"?
Тот классический месседж, который вкладывает Юрий в свои стихи,
соответствует приему архаизации, который он и применяет повсеместно
это по содержанию
а по форме использован прием, широко применявшийся Есениным
то есть интонация стиха такова, что именно отступление от канонов
делает ее близкой и понятной русскому уху
отсюда кажущееся не попадание глаголов во временные рамки
Можно, конечно, предъявить Юрию претензию, что он мало работает
на стезе актуального или эстетического месседжа
ну, это вопрос Козьмы Пруткова: можно ли объять необъятное
именно поэтому я взял для себя временной лаг, чтобы уяснить
цель присутствия критики на сайте "Улица неспящих"
вряд ли удастся договориться даже с теми авторами, кто не боится критики
каждый будет смотреть со своей коолокольни
Всем удачи!
Не знаю, Михаил, Тамара, как отзовутся эти мои слова, но…
Юра (можно так?),
это не вопрос ваших чувств и содержания, а вопрос, как Вы передаете то, что Вы хотите сказать.
Архаизмы и "разглаголенность", на мой взгляд, ослабляют эмоциональную сила стиха.
А дальше - Вам решать, насколько прислушиваться к "мнению из зала".
Уважаемые коллеги!
Вопрос критики на сайте, поставленный Михаилом на Форуме
в этой…
Игорь,
я не думаю что здесь вопрос "архаисты - новаторы". Я думаю, что это вопрос фокусировки кадра - как наведение на резкость в фотоаппарате. Размытость некоторых деталей на фото может быть всегда истолкована как прием. Все решает, думаю, то, как воспринимается это фото зрителем и что хочет получить в результате "фотограф".
Игорь,
я не думаю что здесь вопрос "архаисты - новаторы". Я…
Конечно, вы правы в постановке самого вопроса
о приеме и его трактовке
прием это или ляп, знает лучше всего профессиональный автор
то есть, он (автор) действительно осознает "это" как прием, тогда это профессионал
или действует бессознательно, тогда это дилетант, хотя быть может гений
в ремесле фотографии все решает галерист, а вовсе не публика,
которая отвечает на рекламу модного течения (ясно, что галерист тоже профессионал, ерунду рекламировать не станет)
а вот для современной поэзии, преимущественно "горизонтальной", трудно сказать
это шедевр или глупость
публика, на мой личный взгляд, сама не способна сделать правильный выбор
именно поэтому у современных сайтов (ну или современных поэтов)
нет реальной читательской массы
самиздат: самчитат
Не знаю, Михаил, Тамара, как отзовутся эти мои слова, но…
Юрий, стихи Ваши затронули, откликнулись, что я и отметила. А нестыковка глагольных времён
остановила меня сразу после первой строфы. Лирический герой собирает валежник и
говорит о том, что зажжёт его и будет вспоминать тех, кто дорог и близок. А дальше
пламя заиграло, и дым лизал лицо, т.е. уже из другого времени, будто это другой костёр,
не тот, о котором говорилось в первом четверостишии и который ещё только должен разгореться...
Ну, не получилось у меня цельно воспринять. Если бы, к примеру, было так, что "собрал до заката валежник, зажёг, вспомнил всех...." то и не заметила бы разрыва.
Юрий, это не критика, нет. Это просто отсылка к тому, что я почувствовала, когда читала стихотворение.
Конечно, вы правы в постановке самого вопроса
о приеме и его…
Игорь,
но мы с вами можем выбрать и свой путь, прекратить подчиняться массам и хотя бы вокруг себя действовать так, как считаем правильнымы, правда же?
Юра,
мы, я имею в виду редколлегия, решили начать развертывать сайт из одобрительно-дружеского в критически-дружеский.
Во-первых, всечлены редколлении открыты любой критике и приветсвуют ее. К нам присоеединилась Лина Маго, думаю, присоединяться и многие другие.
Но это - по желанию.
Если автор не хочет слышать никакой критики, ему достаточно это уточнить.
Хочу подчеркуть, что мы регулярно отказываем ряду желающих попасть на этот сайт, т.к. считаем их не соответствующими уровню владения языком и поэтическим мастерством. Так что у всех, кто уже тут находится, это не подвергается сомнению. Речь идет о работе на пути к бесконечно далекому совершенству))
Игорь,
но мы с вами можем выбрать и свой путь, прекратить…
Это бесспорно, Михаил!
Мы с Вами, и думаю многие другие авторы сайта
так и поступили, выбрав не торную дорогу, а свою
Но ведь зашел разговор о критике, верно?
а если смотреть еще глубже, то успех в литературе
мало связан с критикой, а вот слава, читательский интерес,
особенно к журналу или к сайту в целом
непосредственно связан с критическим портфелем журнала
А главное, что трогают душу эти строчки...
С уважением, Олег Мельников.
Это бесспорно, Михаил!
Мы с Вами, и думаю многие другие авторы…
Да, конечно, Игорь.
Но слава и успех зависят от качества стихов и пиара.
Критика предоставляет оба этих аспекта. Значит, она выгодна и полезна и автору, и сайту.
Не правда ли?
Особенно, если учесть, что она планируется только по обоюдному желанию))
Простите, коллеги, был на рыбалке на Днепре... Получил море удовольствия, которое приливной волной может наполнить особым смыслом новые строфы...)))
Тамара, все хорошо! Ничего страшного не случилось и не случится, даже если последует суровая критика!
Намерение зажечь костер осуществилось и заиграло веселое пламя...
Миша, причина суровой судьбы кроется в наших грехах., суровая судьба как следствие... Как аукнулось так и откликнулось... Причина - явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления.
...?!.. Думаю.
А главное, что трогают душу эти строчки...
С уважением, Олег Мельников.
Спасибо, Олег! И как тут не вспонить Михаила Юрьевича!
Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Кстати, он не стал менять:
"Из пламя и света
Рождённое слово"