Искатели 3.33/10
Рубрика: Философская лирика | Автор: Белавин Игорь Песни | 08:56:22 20.11.2020 | в избранном
История свои расставит вехи,
раздаст пинки, навесит ордена,
за все огрехи и за все успехи
заплатит нам посмертно и сполна.
Питавшим слабость к завиральным целям,
мечтавшим море вычерпать до дна,
нам в этой жизни выпало похмелья
куда как больше, чем к нему – вина.
Ты не грусти, нас скоро подытожат!
И свысока оглядывая свет,
давай, помянем тех, так с нами схожих,
кто не был бог и не оставил след.
Мы вспомним их, месивших ту же глину,
долбивших ту же стынь материков,
по чьим костям прогрохотал лавиной
стальной состав летящих вдаль веков.
Вас, мореходы, рыцари наживы,
что по тавернам набирали сброд,
чей путь был – в ночь, морские карты – лживы,
и больше в порт не приводивших флот.
Вас, кесари в кругу бродяг и нищих,
кому не Рим, но воровской притон
служил опарой для духовной пищи;
твоих друзей, вор Франсуа Вийон!
Вас, парии высоких кабинетов,
затворники и книжники, в тиши
постигшие обманчивость секретов
и в нищете угасшие в глуши.
Не в крепости людского матерьяла,
не в обморочном свете дальних звезд,
суть – в семенах, упавших как попало,
чтоб сквозь гранит один росток пророс...
Жизнь, ты – растратчица! Как мне по нраву это:
свободный ум и непредвзятый взгляд.
Копай свой шурф и на судьбу не сетуй.
«Чем черт не шутит!» – люди говорят.
1974-1984
Комментарии 27
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.
Очень сильно, классика!
"не В обморочном свете" — наверно так надо, может быть звучит чуть хуже, но без "в" фраза неправильная, строго смотря. Да и не хуже звучит.
Очень сильно, классика!
"не В обморочном свете" — наверно так надо,…
Спасибо, Владимир!
Стихотворение раннее, программное и излишне нравоучительное
написано около 1974 и частью поправлено позже
после я таких пафосных высказываний старался не делать
хотя и сейчас вижу, что общий посыл верный
а насчет "в" вы правы: это опечатка
Спасибо, Владимир!
Стихотворение раннее, программное и излишне нравоучительное
написано около 1974 и…
Может быть, излишне публицистическое, но очень сильное. Чем-то напоминает Антокольского.
Игорь,
да, публицистичность и пафос совсем уходят из искусства в 21 веке, а ведь корни их в Возрождении.
Очень хорошие, сильные стихи!
Спасибо, Игорь, думаю, нам всем немножко не хватает такой поэзии.
))
Да вы, я гляжу, в юные годы уже философствовать стали!... А как же тогда деффчонки, безмятежная юность и пофигизм? Неужели ли же это всё прошло мимо?..... Признавайтесь, Игорь!...
Игорь,
да, публицистичность и пафос совсем уходят из искусства в 21…
Рад, Михаил, что вам понравилось
А вообще-то, вы меня успокоили
не хотелось бы публиковать здесь нечто малоинтересное,
заранее ведь не угадаешь...
Да вы, я гляжу, в юные годы уже философствовать стали!...…
Спасибо, Николай!
И за ваш несравненный юмор в том числе
а "траектория развития" у меня, действительно, странная
насколько я помню, начал "философствовать", наблюдать за людьми
лет с 7, и наверное до 21 года только этим и занимался
и вообще думал, что стихи это какое-то баловство, с ними надо заканчивать
потом с 21 года несколько лет вместо стихов (любых) были одни "деффчонки",
вернее, одна, которая через три года и стала моей женой
но дальше рассказывать не буду, так как полагаю, что интимные дневники это
не дело поэта
еще раз спасибо!
Кто бы еще сказал, где копать этот свой шурф...
Сильное стихотворение, ритмическая основа его сразу захватывает внимание!
С уважением, Олег Мельников.
Кто бы еще сказал, где копать этот свой шурф...
Сильное стихотворение,…
Спасибо, Олег!
а на ваш вопрос ответ есть (ну, я не буду усложнять)
если перейти лет на 100-150 назад, то у сапожника сын сапожник
у аристократа сын всегда кавалерист
сын короля - король
то есть, личный "шурф" был задан самим фактом рождения
это сейчас навыдумывали всякие "поиски лучшего места работы"
ничего, и это пройдет!
Игорь, в стихотворении отражена целая эпоха. По силе воздействия на чувства и разум читателя это, несомненно, классика.
Нина Гаврилина.
Игорь, в стихотворении отражена целая эпоха. По силе воздействия на…
Спасибо, Нина, однако вы переоцениваете этот текст
тут слишком много литературных аллюзий и влияний
вот Алисов заметил влияние Антокольского (и наверняка прав,
потому что в те времена я много читал, в том числе и Антокольского)
когда слишком много "влияний", это говорит о несамостоятельности автора
а даже при успехе несамостоятельность - горькая ноша для любого
самостоятельность, на мой взгляд, даже важнее таланта,
который порой заводит чересчур "не туда", противореча авторской сути
ну, это я слегка заболтался, вы уж простите
огромная заслуга вашего мужа - это именно жесткая самостоятельность
Спасибо, Нина, однако вы переоцениваете этот текст
тут слишком много литературных…
Игорь, готова ещё раз повторить, что мне очень понравилось стихотворение. Может, оттого, что я уловила схожие мотивы с некоторыми стихами Виктора. У Вас здесь глубокая образность, а мышление в образах это один из признаков истинной поэзии. Мне в стихах иногда не важна хорошая рифма или строй, главное - чтобы душа моя дрогнула. Как в данном случае.
Благодарю Вас сердечно за доброе слово о творчестве Виктора. Вы правы насчёт его самостоятельности. Приведу несколько строчек из его автобиографического очерка: "После Есенина были Блок, Мандельштам, Пастернак. Но подражать я уже не умел. Не потому, что быстро нашёл своё лицо. Нет. Просто после многих лет версификаторства верх взяла потребность не просто писать, а потребность выразить себя"
С уважением,
Нина Гаврилина.
Спасибо, Олег!
а на ваш вопрос ответ есть (ну, я не…
Игорь,
такая явная наследственность судьбы в нашей стране не пройдет: у нас перетасовали кровь и наследственность, причем не одной национальности, а многих. Поэтому ваш подсказка не сработает.
По поводу своего стиля, да, так обычно бывает, но не всегда и не факт, что так будет дальше.
Вы не определите стиля Леонарда да Винчи, Микеланджело или Рафаэля, все они были современники, все отличались друг от друга в живописи, но стиль у них общий - высокого возрождения. Пикассо, как известно, менял свои стили.
Еще больше подобных примеров в музыке. Бах вообще подстраивал свой Хорошо Темперированный Клавир под общепринятый стиль. Индивидуальность может проявляться и через свой индивидуальный стиль, и через формальную стилизацию, за которой она все равно будет звучать как индивидуальность. Я хочу сказать, что формальная индивидуальность - это только внешняя часть, если она не сопровождается внутренней, глубинной, она может и остаться незамеченной. И наоборот.
Это ваше стихотворение хороший пример яркой индивидуальности, "спрятанной" в казалось бы общепринятом стиле. Но где остальные стихи написаные в этом стиле? А ваше - звучит прекрасно и сегодня.
Русская поэтическая традиция сравнительно молодая и достаточно бедная (прошу меня простить) с исторической точки зрения, ей всего, по хорошему, где-то между 2 и 3 веками, причем, большую часть, - в достаточно неблагоприятных условиях. Возможно, все у нее впереди и мы прочитали только пролог))
Игорь,
такая явная наследственность судьбы в нашей стране не пройдет: у…
Сразу оговорюсь, Михаил, что я довольно часто
вношу существенную иронию в свои же утверждения
ну, например, сентенция насчет сына аристократа
достаточно ироничная, несмотря на ее кажущуюся "правду"
ну это апропо
вопрос о стилях гораздо больше меня волнует, поскольку я пишу
на эту тему довольно давно
если Бах подстраивался под музыкальный стиль эпохи, то не всегда
надо считать, что он и "сочинял в этом стиле"
например, он мог его пародировать и тем самым выходить за конкретные рамки стиля
сам я придерживаюсь позиции Пикассо (без сравнения себя с этим гением)
что однотипный стиль скучен
вот и на этом сайте я буду иногда публиковать стихи из разных "периодов"
у Европы стиль то "зеленый", то "голубой"
а у меня "серый", "бурый" и "малиновый"!
а вообще-то жалко, что Вик Стрелец ушел в тень, он такие посты на Форуме
задумывал! Без него Форум сильно поскучнел...
Чем-то перекликается с Гумилевскими "Капитанами".
Чем-то перекликается с Гумилевскими "Капитанами".
Спасибо, Дмитррий
да, переклички есть
Здравствуйте, Игорь! Не могу сказать, что в сильном восторге от стихотворения, хотя вижу в нём опыт и технику. Меня беспокоит другое: почему Вы перестали меня ругать, как будто сделались равнодушны? А между прочим настоящего поэта сейчас дефицит, как и для настоящего поэта дефицит хорошее наставление. Почему я имею смелость такое писать? Потому что имею смелость. Потому что считаю, что Вы глубоко ошиблись, наткнулся на Вашу переписку в рецензиях с нашим общим знакомыми, очень уважаемым мною автором. Там Вы назвали мое место в поэзии клоакой, обиды я не почувствовал, наоборот воодушевлëн шансом быть в среде абсолютно непонятых условными современниками авторов. Бояться Вас или кого либо вообще было бы грехом для меня, ибо со мной поэзия как данность. Ругайте же, моя благодарность будет Вам даром на вечность!
Здравствуйте, Игорь! Не могу сказать, что в сильном восторге от…
Не думаю, что я всерьез мог назвать ваши
Или чьи-то стихи вообще "клоакой"
Я такими категориями не мыслю
Вообще не советую вам читать комменты, где вас обсуждают опосредовано
Чаще все "птичий язык" таких бесед-споров
Со стороны невнятен
Что касается моего отношения к вашим стихам, то оно не определилось
Иные ваши эксперименты мне по душе, иные не нравятся
Но на мне же свет клином не сошёлся, верно?
Могу сказать определенно лишь о том, что мне как стороннику четких концепций в стиховедении
Вообще чужда постоянная смена стиховых структур и способов подачи материала,
Что как раз для вашего творчества характерно
И опять это ничего не значит, я не истина в последней инстанции
Не обижайтесь, пожалуйста, если я редко оставляю отзывы по вашими стихами
Чаще всего мне просто не пришла на ум дельная мысль
Отсюда и молчание
Не думаю, что я всерьез мог назвать ваши
Или чьи-то стихи вообще…
Свет имеет свойство сходиться клином на каждом человеке, как сейчас мой свет сошелся клином на Вас. Но как ещё, как не сменой стиховых структур идти поэту? Вообще, это единственный выход писать так, чтобы писать когда не пишется, но не писать вообще – нельзя. Благодарен Вам за ответ!)
Не думаю, что я всерьез мог назвать ваши
Или чьи-то стихи вообще…
Неужели по нраву устоявшееся, замкнутое? Не лучше ли бросить ветру весь свой опыт и прыгнуть в новое? Есть ли такой отрезок в жизни поэта, когда он перестает искать?