Боги любви по Гесиоду и не только Rating 10/10

Рубрика: Без рубрики | Автор: Тищенко Михаил | 15:38:03 03.10.2020
3
0

Венера

Что знает о рождении Венеры
любой из нас? - То, что диктует мода.
Как удивился ей бы непомерно
аттический читатель Гесиода.

Он твердо знал, что Кронос, сын Урана,
отцу любвеобильный член отрезал
и выбросил в объятья океана,
где волны об него над гулкой бездной
взбивали пену... Нежная Венера -
вот результат такой метаморфозы:
любовь шагнула не из атмосферы
в наш древний мир - а из кровавой прозы.

Но "сапиенс", отправив в рабство "хомо",
переписал божественную драму,
для нравственности школьной и для дома
он изменил и смысл, и панораму:
не древний Гесиод, уже забытый,
а Боттичелли, подсластив античность,
богиню на просторных пляжах Крита
нам представляет с пылом романтичным.

Волна волос, игра изгибов тела
и нежный взгляд, и грациозность позы -
кровавый миф изящно переделан,
забыты гнев и фалос в море грозном.
Богине новой, юной и изящной
мы молимся в изысканных фантазмах...
Но где-то там, в глубинах, древний пращур
над нами издевается с сарказмом.

Что знает о рождении Венеры
любой из нас? - То, что диктует мода.
Как удивился ей бы непомерно
аттический читатель Гесиода.


Гименей


В руках у юноши пылает жарко факел,
кто прячется там в сполохах теней?
Любовь теряет цимус часто в браке,
но тем она, запретная, сильней

Душа растеряна порой в ловушке тела,
бежит от скуки, ищет близость и
своею смертной плотью манит смело,
готова и прельстить, и обольстить

Тесны тогда границы смыслов, пола...
Древнейших статуй слышу шепот я:
"Пред нашею судьбою все мы голы,
пол и одежда - это чешуя"


Монолог Юноны

"Что б нам ни утверждали Гименей,
дерзящий Эрос, Купидон, Венера,
но мир без очага и без детей
мгновенно превращается в химеры.
И потому порывы тел и душ
пусть служат не идеям, а Пенатам
да познаёт жену на ложе муж
и да не будет в браке виноватых"

"Я - это сила мудрая воды,
ломающей преграды, каплей малой
сочащейся сквозь войны и суды,
смывающей и кровь, и пьедесталы.
Во имя всех, рождающихся в мир,
во имя детства и любви семейной
я охраняю таинства квартир
и превращаю в крепость ваши стены".


Купидон

Стреляет он из лука тел и глаз,
пронзает запахом и теплотою слова,
хитрец, живущий на изгибах ваз,
и в бесконечных нежностях алькова.

Ему смотреть забавно и смешно,
как человек меняется мгновенно,
когда иглой с наркотиком вошло
желание в раздувшуюся вену.

Как кукловод, он делает из нас
марионеток сладкого укола,
но дарит жертвам нежность и экстаз
в дуэте, подчинившем оба соло.


Афродита

За ширмою кожи пульсируют вены,
как если белкИ там бы двигались, зрячи.
Приходит богиня из крови, из пены
и в ласках от холода смерти нас прячет.

Как пусто без нежности рук этих хрупких,
без этих пульсаций, то жарких, то сонных,
без жерла вселенной, укрытого юбкой,
без света в глазах и без ласки в ладонях!

Умеет обнять не одно только тело,
раскрыть в сердце крылья, разрушить запреты
богиня, влекущая нас за пределы
и жизней самих, и любого момента.


Эрос

Огромная грибница из людей,
сеть в миллиарды сот, лучей, ячеек -
то страшный монстр, то чуткий чародей,
древнейший бог желаний и влечений.
Любой из нас - всего лишь только часть
бесчисленных умерших и живущих,
и тех, кто народится после нас,
чтоб жить счастливей, радостней и лучше.
Мы все и есть величественный бог,
измученный болезнью глупых клеток,
объединивший Запад и Восток,
и жителей, считай, любого света.

Комментарии 18

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Огромное количество миров и смыслов придумано людьми... В них свет и тьма... Но истина осталась недоступной...

    Интересная подборка!

    С уважением, Олег Мельников.

  • Тищенко Михаил , 16:41:54 03.10.2020
    • Мельников Игорь Глебович , 16:34:06 03.10.2020

      Огромное количество миров и смыслов придумано людьми... В них свет…

    Спасибо, Олег!

    А может быть, все проще: человек придумал понятие истины и никак не может понять, в чем она. А природа понятие истины не знает. Она знает только два варианта: адаптивный и неадаптивный. При неадаптивном  - смерть, при адаптивном - продолжение жизни.

    ))

    • Тищенко Михаил , 16:41:54 03.10.2020

      Спасибо, Олег!

      А может быть, все проще: человек придумал понятие истины…

    И все же, люди интуитивно чувствуют, что наш мир возник не случайно и не из ничего. Но истинное знание закрыто от них...

    С уважением, Олег Мельников.

  • Тищенко Михаил , 17:01:09 03.10.2020
    • Мельников Игорь Глебович , 16:55:49 03.10.2020

      И все же, люди интуитивно чувствуют, что наш мир возник…

    точно, Олег!

    И этот зазор между знанием, которое очень ограничено, и интуитивным чувством, которое безгранично - возможно, исток человеческого сознания и поэзии.

    Несколько тысячелетий нам внушают, что знание - это логика. Но скорее всего знание - это метафора. И мы все - искатели и открыватели нового мира, как Колумб. Только мир этот не материален.

    ))

  • Тищенко Михаил , 17:25:16 03.10.2020
    • Тищенко Михаил , 17:01:09 03.10.2020

      точно, Олег!

      И этот зазор между знанием, которое очень ограничено, и…

    Хочу добавить, чтобы меня не сочли сумасшедшим, что я не против логики, она - прекрасный инструмент. Как, например, таблица умножения. Но не все можно понять и объяснить с помощью таблицы умножения

    ))

    • Тищенко Михаил , 17:25:16 03.10.2020

      Хочу добавить, чтобы меня не сочли сумасшедшим, что я не…

    Да, дело в том, что наши знания об окружающем мире настолько малы, что любые цепочки логических суждений о нем неизбежно приводят к неразрешимым парадоксам.

    С уважением, Олег Мельников.


  • Тищенко Михаил , 17:53:06 03.10.2020
    • Мельников Игорь Глебович , 17:33:18 03.10.2020

      Да, дело в том, что наши знания об окружающем мире…

    Именно, а поэзия парадоксов не знает))

    Именно поэтому, специальные знания, такие как астрономия, медицина, математика, строительство и т.п. - к нам приходят из глубины веков в виде логических трактатов,описывающих инструментарий и опыты, а знания о мире и душе - из религиозных книг, построенных на метафорах, или из так называемой художественной литературы.

    ))

  • Тюренков Василий , 17:59:34 03.10.2020
    • Тищенко Михаил , 16:41:54 03.10.2020

      Спасибо, Олег!

      А может быть, все проще: человек придумал понятие истины…


    Ага, человек пытается найти Истину, и не хочет понимать, что это просто не его ума дело. Так и бычки на ферме станут искать смысл жизни, хотя он предельно прост: быть умерщвлёнными и накормить своей плотью создания, стоящие на более высокой ступени иерархической лестницы. Если они дойдут до этой Истины, то, чего доброго, могут поднять восстание, а то и вообще – революцию устроить)

  • Тищенко Михаил , 18:06:20 03.10.2020
    • Тюренков Василий , 17:59:34 03.10.2020


      Ага, человек пытается найти Истину, и не хочет понимать,…

    Вася,

    мне кажется, все что придумывается в философии или описывается в религии, используется определенными хитрецами для управления людьми в обществе. Одно из таких орудий - истина. Ей, так же, как и верой, легко  манипулировать, подталкивая людей туда, куда надо. 

    Мы были много раз свидетелями этого.

    Собственно, истина - это в атеистическом мире почти то же, что и символ веры.

  • Тюренков Василий , 18:15:09 03.10.2020
    • Тищенко Михаил , 18:06:20 03.10.2020

      Вася,

      мне кажется, все что придумывается в философии или описывается в…


    Ага, главное – заставить людей верить, что Истина существует. А потом уже можно её формулировать в зависимости от текущих надобностей)

  • Античность эпохи пост-модернизма :-).   Очень понравилось, Миша! 

  • Воронцова Тамара , 06:39:24 04.10.2020

    Спасибо, за тему , Миша  - подборка стихов вызвала интерес, не менее интересна дискуссия

    на страничке автора. Надо вновь обратиться как-нибудь  к мифам - многое стёрлось из памяти...

  • Тищенко Михаил , 11:32:32 04.10.2020
    • Казакевич Геннадий , 03:17:14 04.10.2020

      Античность эпохи пост-модернизма :-).   Очень понравилось, Миша! 

    Гена,

    твои слова греют душу!

    Спасибо)

  • Тищенко Михаил , 11:35:37 04.10.2020
    • Воронцова Тамара , 06:39:24 04.10.2020

      Спасибо, за тему , Миша  - подборка стихов вызвала интерес,…

    Тома, спасибо!

    Гесиода сегодня нигде, кроме филфака, не читают, а метафорику греческого мифа обтесывают под современность, начиная с Возрождения.

    ))

  • Гаврилин Виктор , 21:34:32 04.10.2020

    Ну вот, я и вспомнила Вашими стараниями, Михаил, свой филфак далёких годов и семинары по древнегреческой литературе.  Но от Гесиода остались только воспоминания о веках - золотом, серебряном и т. д.   С удовольствием прочитала Вашу подборку, оживила в памяти события минувших дней, если так можно сказать. Спасибо.

    Нина Гаврилина. 

  • Тищенко Михаил , 22:06:25 04.10.2020
    • Гаврилин Виктор , 21:34:32 04.10.2020

      Ну вот, я и вспомнила Вашими стараниями, Михаил, свой филфак…

    Нина, спасибо!

    Да, мне тоже есть что вспомнить. Вот кто был моим преподавателем латыни:

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Фёдоров,_Николай_Алексеевич

    Мне кажется, я с моими друзьями были первыми, кто попросили Николая Алексеевича Федорова  сделать семинар по текстам Вергилия и Катулла, изучая их  в подлиннике, с комментариями о быте и коннотациях, используемых в тексте.

    В дальнейшем он стал вести курс разговорной латыни и  основал театр, ставящий пьесы античных авторов в подлиннике.

    Семинары наши были захватывающим спектаклем!

  • Гаврилин Виктор , 22:18:18 04.10.2020
    • Тищенко Михаил , 22:06:25 04.10.2020

      Нина, спасибо!

      Да, мне тоже есть что вспомнить. Вот кто был…

    Я прошла по ссылке. Серьёзный был у Вас преподаватель - классик. Повезло.

    Нина Гаврилина.

  • Тищенко Михаил , 00:21:23 05.10.2020
    • Гаврилин Виктор , 22:18:18 04.10.2020

      Я прошла по ссылке. Серьёзный был у Вас преподаватель -…

    Да, нам тогда казалось, что это норма.

    Легендами, некоторые из которых читали нам иногда лекции были Михаил Панов, Игорь Мельчук, Михаил Гаспаров, Михаил Бахтин, Юрий Лотман...

    Нам  преподавали, казалось, обычные профессора  - такие как Федоров, Борис Успенский или Андрей Зализняк... 

    Мне очень повезло. Я никогда не видел столько неординарных, ярких личностей в одном месте.

    Разумеется, нам казалось, что так будет продолжаться всю жизнь.

    Только сейчас, оглядываясь назад, я понимаю всю глубину метафорического выражения alma mater.

    ))