Горечь Rating 10/10

Рубрика: Философская лирика | Автор: Инна | 23:04:56 14.02.2026 | в избранном




Ходит старик Зной по высохшим травам,

Ищет на завтрак последние росы.

Молча садится на тополь трухлявый,

Немощным телом, худым и белёсым.


Смотрит на реку с тревогой неясной,

Сдвинув кустистые рыжие брови,

Пульс отзывается стуком в запястье,

Выскочит сердце, смотри,  час неровен.


С треском сухим, как лесные орехи,

Колются в пойме июльские грозы.

Выцвел сатиновый купол, стал ветхим,

Молния высекла давеча розгой.


Вот бы упасть в желтоглазую россыпь

Скромных курчавых кустов молочая,

Слушать бы лепет цветов купоросных,

Тех, что цикорием все величают.


Гладить в волнении клевер душистый,

Видеть, как млеет на солнце очиток,

Пробовать горькие смолы самшита...

Чтобы до дыр август был перечитан!


Душу достать бы из тесного кофра,

Прочь отметая ненужную робость,

Трогать руками у лютика охру

И василька несравненного кобальт.


Туча неспешно сползает с пригорка,

Нечего Зною и вспомнить средь пыли.

Зреет в душе сожаления горечь.

Поздно. И дождь прошивает навылет.



-------------------------------
фото из всемирной паутины, спасибо автору.

3 👍
0 👎
0 ❤️
0 😂
0 😮
0 😢
0 🎉

Комментарии 12

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Воронцова Тамара , 03:17:31 15.02.2026

     Классно, Инна! Дождь долгожданный в финале -  

    очень своевременно и последняя строка - отменная!

    Перечень трав напомнил  лето - сочное, яркое, цветистое, скорее бы...!

    Вот по поводу молочая - сомнение, он же колючий! Или есть такой,

    в который без опаски можно упасть?

  • Инна , 11:54:49 15.02.2026
    • Воронцова Тамара , 03:17:31 15.02.2026

       Классно, Инна! Дождь долгожданный в финале -  

      очень своевременно и последняя…

    Здравствуйте, Тамара, я взяла в стихотворении за основу сложный образ, это образ   старика- Зноя,  я подумала, ведь есть олицетворение  Мороза,  Дождя, почему бы  не олицетворить Зной? Многие не поняли подтекст этого стихотворения. За слишком  яркой ширмой летнего луга  существует старик- Зной,  который чувствует, что жизнь подходит к концу,(колются в пойме июльские грозы) а дождь для Зноя – смертелен, поэтому он размышляет и сожалеет, что многого не попробовал и не сделал в жизни, или  так и не решился сделать, так и люди, проживая   долгую жизнь иногда жалеют, что были нерешительны, что не совершили какой-то очень важный шаг в своей жизни (душу достать бы из тесного кофра, прочь отметая ненужную робость) Перечисление цветов,  это  как бы перечисление не сделанных дел в жизни человека.   В итоге,  дождь убивает старика, ибо мы все знаем что зной  исчезает после пройденного ливня. А смерть это всегда печально.  Это  история  не о дожде, а о  человеческом сожалении, когда в жизни многое не успел сделать из-за своей  глупой нерешительности. По этому и стихотворение называется Горечь, это послевкусие после сожалений ЛГ. По крайней мере  так у меня получилось, может быть, кто то не сожалеет  о тех или иных упущенных возможностях. 
    Спасибо Вам огромное за мнение и комментарий,  что не прошли мимо!
  • Тищенко Михаил , 13:11:24 15.02.2026

    Фантазия автора - всегда радость для читателя, Инна!

    Отменный стих и его смыслы!


    НИШ (непонятки и шероховатости):

    - По поводу молочая у меня тоже сомнения, 

    - про смолы самшита - непонятно, 

    - два раза подряд "пробовать"...

  • Воронцова Тамара , 14:10:01 15.02.2026
    • Инна , 11:54:49 15.02.2026
      Здравствуйте, Тамара, я взяла в стихотворении за основу сложный образ,…

    Инна, вот Вы и развеяли мои сомнения - я подозревала, что строки иносказательны

    и относятся к Зною, к его горечи ( особенно когда дождь прошил его навылет) ,

     но лето захватило, показалось что с ЛГ кто-то ещё рядом и хочет насладиться травами, 

    послушать их лепет... Издержки воображения...))) В целом, получается, я правильно шла!

    Спасибо, было интересно, правда!


  • Оригинальный образ Зноя - старика! 

    Наверное и юноша Зной(ный), был бы тоже уместен... ))

    Понравилось!

    С уважением, Олег Мельников.

  • Инна , 15:11:47 15.02.2026
    • Воронцова Тамара , 14:10:01 15.02.2026

      Инна, вот Вы и развеяли мои сомнения - я подозревала,…

    Все нормально, Тома, мы все разные и видим часто по разному.  И вот моё описание лета оказалось таким ярким, что увело мысль в сторону.  Наверное, я перенасытила луг красками. А с другой стороны, это же мечта старика, почему бы ей не быть яркой и красивой?

  • Инна , 15:17:14 15.02.2026
    • Мельников Игорь Глебович , 14:35:26 15.02.2026

      Оригинальный образ Зноя - старика! 

      Наверное и юноша Зной(ный), был бы…

    Юноши  не особо собираются умирать))) Да и они вообще об этом событии не думают,потому, что у них есть нечно бесценное – молодость. А вот, "знойный" это с другой оперы, прям улыбнули)))
    Спасибо за комментарий!

  • Инна , 15:21:02 15.02.2026
    • Тищенко Михаил , 13:11:24 15.02.2026

      Фантазия автора - всегда радость для читателя, Инна!

      Отменный стих и…

    Здравствуйте , Михаил, по задумке старик- Зной бестелесное существо и ему как-то всё равно , колется молочай или нет. Во вторых, семейство молочаевых имеет в себе около 2000 т видов и там есть и не колючие экземпляры, а в третьих, эти иносказательные выражения в поэзии никто не отменял, Вы же, например, не думаете, что лит герой утонул если прочли такую фразу: "Он утонул в омуте её глаз" или, "Броситься с головой в круговорот дел" Или Утонуть в роскоши, обжечь поцелуем...Эти все выражения имеют двоякий смысл. Потому, что у глаз нет омута, у дел круговоротов а у губ газовой горелки.... и тд и тп. Во всяком случае я это так понимаю.

    Насчёт самшита я не поняла Вашего вопроса, если пожевать молодую веточку,то явно ощущается горечь смол и необыкновенный самшитовый аромат, живу на юге, где его предостаточно.

    А вот за замечание по поводу повтора глагола "Пробовать", огромное спасибо, нужно исправить. Старое стихотворение,  хотя, я никогда себя не оправдываю, просто правлю, если согласна с замечаниями.

    Спасибо Вам огромное за внимательное прочтение и комментарий!

  • Тищенко Михаил , 15:29:21 15.02.2026
    • Инна , 15:21:02 15.02.2026

      Здравствуйте , Михаил, по задумке старик- Зной бестелесное существо и…

    Инна,

    Все эти выражения, которые вы привели, для хорошей поэзии не подходят, потому что являются речевыми клише. Но, согласен, Зной может и в кактусах нежится, тут вы правы.

    По самшиту: он конечно горьковат на вкус, но смол я на нем никогда не видел))

  • Инна , 17:01:40 15.02.2026
    • Тищенко Михаил , 15:29:21 15.02.2026

      Инна,

      Все эти выражения, которые вы привели, для хорошей поэзии не…

    Вот, что написано про смолы  :
    Да, самшит содержит смолы.

    Кроме того, в химическом составе растения есть биофлавоноиды, дубильные вещества и эфирное масло.

    Какие свойства имеют смолы самшита?

    Алиса AI

    Содержимое ответа

    Смола самшита, по некоторым сведениям, используется в традиционной медицине для лечения ран, ожогов, высыпаний, снятия воспалений и боли.



  • даша doorway , 21:45:34 15.02.2026

    Рифмы, ритм, живая образность.

    Нравится, что именно горечь, что именно образ старика – я тоже так чувствую август)

    Спасибо!

  • Инна , 22:43:16 15.02.2026
    • даша doorway , 21:45:34 15.02.2026

      Рифмы, ритм, живая образность.

      Нравится, что именно горечь, что именно образ…

    Всё верно,  Даша, горечь от того, что недооценил себя старик, многое  не познал,  а мог бы. Среди великолепия августа он это  понял. Спасибо Вам огромное !