Александру Блоку Rating 10/10

Рубрика: Без рубрики | Автор: Тищенко Михаил | 01:37:22 12.11.2019
1
0

-1-

                "Она вещает и поет,
                Не в силах крыл поднять смятенных.
                Вещает иго злых татар,
                Вещает казней ряд кровавых,
                И трус, и голод, и пожар,
                Злодеев силу, гибель правых…"
                А.Блок


"Девушка пела в церковном хоре"*

о том, что погибнет и дом, и сад,

о горе, об ужасах и позоре,

"о том, что никто не придет назад"


"Так пел её голос, летящий в купол,

и луч сиял" в волосах её,

а в городе рядом кричали в рупор

и заряжали уже ружье


Хотелось верить, "что радость будет"

и в церкви, и там - за её стеной.

Но надвигались другие будни -

с расстрелами, голодом и войной


"И голос был звонок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам,- плакал ребенок"

о людях, не знающих, что творят.


-2-

Под завывание метели,
под гулы северных ветров
на фоне Бренна и Растрелли
среди разграбленных домов
шел господин по Петербургу,
бандиты щурились вослед,
глотал их взгляды он и вьюгу,
по-буржуиновски одет.

Со шляпок дам исчезли перья,
дворцы насупились, пусты...
«В Россию можно только верить»,
«Мой друг, отчизне посвятим»...
Он шел сквозь голод и убийства
и думал: «Может, виноват
и я рифмованным витийством
в том, что безумцы здесь творят?"

"Один ли я хотел страданьем
и покаяньем искупить
страны богатой обнищанье
и цепи рабства и обид?
Прекраснодушны были споры,
слова о равенстве, правах,
но не открыт ли ларь Пандоры,
не покорил страну ли страх?"

"Я раньше верил: ум и совесть
над тьмой невежества царят,
но оказалось, тьма - как поезд,
где тормоз сломан или снят.
И этот поезд пышет скверной,
крушит, что встретится ему,
и пассажиры едут в эру 
смертей и прославляют тьму."

Двенадцать пьяных, но в бушлатах
шли за поэтом... Им в глаза
снег сыпал толстой, талой ватой,
мир засыпал и образа.
И стало некуда вернуться,
и стало незачем идти,
топтал каблук сапог и бутсов
вчера заветные пути.

Вокруг то пели, то стреляли,
то раздавались мат и ор,
перерождался русский Палех
в карикатуру и позор.
И он, зачинщик поневоле,
напрасность жертвы осознав,
исполнен горечи и боли,
шагнул покорно под состав.



-3-

Читая Блока в скором поезде,
я вижу женщину во рву,
она всё спит - коса до пояса! -
уже лет сто - как наяву.

Лежит во рву давно некошеном,
а тот всё тянется в окне -
то в маках весь, то запорошенный
снежком, то черный при луне.

Везут сюда людей - расстреливать
врагов и всех, кто "против нас",
и соловьиными тут трелями
наполнен их последний час.

Разросся ров, и с ним - не справится:
оплёл державу, захватил,
и пьет страна, рыдая, здравицу
у свежевырытых могил.

И вижу я себя, лежащего,
там, между трупов, рядом с ней,
глазами мертвыми глядящего
на поезд в радуге огней...

Я еду, думаю о Блоке и
о силе образа и слов,
о тех метафорах, где боги мы
и происходим от отцов

Одних и тех же, но наследием,
и временем разделены,
творим порою, что не ведаем,
погружены в чужие сны.




-------
* -  в первом стихотворении в кавычки взяты цитаты из стихотворения А.Блока

Комментарии 14

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Тищенко Михаил , 09:36:29 12.11.2019

    Оля, конечно, мне интересно ваше мнение. А насчет передумать, по опыту знаю, лучше не зарекаться)))

  • Тищенко Михаил , 11:37:28 12.11.2019

    Оля, я - Миша)) Пишите, не стесняясь, замечания прямо здесь, мне интересно. И теперь уже, думаю, любому прочитавшему текст, захочется узнать, что тут нужно доделать.... 

  • Тищенко Михаил , 12:38:44 12.11.2019

    Переносить не буду, поскольку ты там, большей частью, корректируещь язык Блока, а не мой))

  • Тищенко Михаил , 12:47:36 12.11.2019
    • Тищенко Михаил , 12:38:44 12.11.2019

      Переносить не буду, поскольку ты там, большей частью, корректируещь язык…

    Стихотворения Блока, которые тут прямо или косвенно цитируются, называются "Девушка пела в церковном хоре", и "Под насыпью, во рву некошенном"

  • Тищенко Михаил , 17:25:55 12.11.2019

    Сергей,

    я изменил падеж в строке про косу, которая, как Вы считаете, имеет двойственный смысл, чтоб избежать и возможности такого толкования, хотя оно и кажется мне притянутым и формальным. 

    Поставил тире и выделил "как наяву". Чтоб убрать возможную двусмысленность.

    Что касается "голоса, летящего в купол", то это Блоковские - и строка и сравнение. Поскольку Блок не проходил современных творческих студий и не был знаком с теориями поэтических мэтров советского разлива, он и не знал, что так писать нельзя, ну, а я уже его только процитировал)))

    Про бутсы: прежде чем использовать это очень специфическое слово, я посмотрел словари и справочника, бутсы уже существовали  в начале 19в, в них играли в футбол, на них были, вероятно, шипы, но уже и тогда их носили как обычную обувь.


    Спасибо, Сергей, и за замечания, всегда для меня очень ценные, и за добрые слова!

  • Тищенко Михаил , 19:25:28 12.11.2019

    Ну, сугробы для Питера - редкая вещь, а одевались после октябрьской революции вообще стараясь уподобится пролетариату или нищим, иначе могли и убить, и ограбить...

  • Яснова Лана , 20:42:16 12.11.2019

    Можно ли называть это авторским текстом и "эхом", если буквально только несоклько слов изменены, рифма блоковская, "плакал" заменено на "кричал" - остальное оставлено... То есть А. Блок создал текст, это его поэтические находки: высоко, у Царских врат; Причастный тайнам ребенок; голос; луч, который тонок:
    И голос был сладок, и луч был тонок,
    И только высоко, у Царских Врат,
    Причастный Тайнам, - плакал ребенок
    О том, что никто не придет назад.

    И вот современный автор просто берет чужой текст и переделывает его на свой лад, сравним: 
    И голос был звонок, и луч был тонок,
    И только высоко, у Царских Врат,
    Причастный Тайнам, кричал ребенок
    о людях, мостящих дорогу в ад.
    Правильно ли это? Как бы к этому отнёсся сам А. Блок? Не есть ли это "кража" чужих слов и образов, а не интертекст, ибо интертекст - это фраза и подоб., оттолкнувшись от которых автор создает свой текст - со своими рифмами, образами, при помощи найденных СВОИХ слов, но не весь же текст "заимствовать" - с чужими рифмовками, образами и т.д.

  • Тищенко Михаил , 20:54:17 12.11.2019
    • Яснова Лана , 20:42:16 12.11.2019

      Можно ли называть это авторским текстом и "эхом", если буквально…

    Лана,

    мы родились и жили или живем в стране, где все воруется - материальные ценности, идеи, слова... Этим полна наша поэзия,  наши ученики, наши книги... Но что нельзя своровать - это текст, особенно хорошо известный, хрестоматийный. Я изменил смысл и подтекст этого хрестоматийного текста, позволил себе поиграть с ними. Что бы на это сказал Блок? Я думаю, что его бы заинтересовало и то, как я изменил этот текст через 114 лет после его рождения и те комментарии, которые он вызвал.  Думаю, у нас было бы о чем с ним поговорить!

  • Тищенко Михаил , 16:12:43 14.11.2019

    Оля, при чем тут поклонники?

    Я уверен, что у меня с Блоком получился бы интересный разговор.

    Оля, при чем тут перепевы? Это диалог.

    В первом стихотворении цикла я беру строчки Блока и придаю им тот смысл, который он обрели для меня через 114 лет, интересно здесь именно разница между хрестоматийным звучанием и моим,  это называется в искусстве диалог. В нем два голоса, две точки зрения, но, правда, чтобы их услышать, надо помнить изначальный текст. Во втором стихотворении цикла я метафорически объединяю некрасовские тенденции в русской литературе и предвоенные ужасы советской власти, их "сшивает иголка" рва.  Третье стихотворение цикла - о честно расплате самого Блока за прекраснодушные идеи и готовность жертвовать собой, которые привели страну к революции и к тому, что за ней последовало. Разумеется, мое разъяснение примитивно, в стихе, надеюсь, гораздо больше подтекстов и смыслов, а в центре его совсем не социальная тема....

    Думаю, что настоящий мой читатель - это тот, которому мои разъяснения не потребуется. Сказать мне по поводу этого текста, что мне надо писать свое, - значит совсем не понять текст.

    Нр за несколько дельных замечания я тебе благодарен, спасибо)

  • Тищенко Михаил , 16:36:06 14.11.2019
    • Тищенко Михаил , 16:12:43 14.11.2019

      Оля, при чем тут поклонники?

      Я уверен, что у меня с…

    опечатки:

    * который они обрели для меня

    * о честной расплате

    * Но за несколько

  • Гарнис Ирина , 14:38:42 06.01.2020

    Михаил, я очень редко пишу комментарии, ну или очень короткие пишу. А вот этом стихотворении мне очень хотелось бы поговорить.

    Смотрю, и не мне одной.

    Потому как равнодушным оно никого оставить не может.

    Начну с того, что мне оно сильно понравилось. Я хочу его перечитывать. Я хочу, чтобы его прочитало как можно больше людей.

    Ну, и имею свой взгляд на некоторые :) - неидеальности)

    Я здесь недавно, и не знаю, как тут возможно в личку написать. 


  • Тищенко Михаил , 15:45:25 06.01.2020
    • Гарнис Ирина , 14:38:42 06.01.2020

      Михаил, я очень редко пишу комментарии, ну или очень короткие…

    Ирина, похоже, у нас с вами, есть некая взаимосвязь: когда я читал ваш Триппербар, мне казалось (прощу прощения за такую наглость), что это я его написал, только когда был чуть моложе и добродушнее))

    Чтобы написать в личку, достаточно войти в кабинет любого автора, там есть кнопка "написать автору", она наверху справа, почти на уровне фото.

  • Тищенко Михаил , 17:15:34 06.01.2020

    Оля,

    я бы ни стал сравнивать этого автора с Блоком ни по каким параметрам. Кстати, я его сегодня не нахожу среди авторов сайта, похоже, он ушел  отсюда, как сделала это и Маргарита Элго, которую я давно знаю и люблю.

  • Тищенко Михаил , 20:41:51 06.01.2020

    Уважаемый администратор, хотя не знаю, из-за анонимности должности,  к кому я обращаюсь,  уверяю вас, что не хочу никак перечить политике сайта. Я не думаю, что этот текст - плагиат и что его надо убирать, но если Вы будете настаивать,  я это сделаю: удалю именно этот стих, один из 3 в цикле, и напишу, что он удален по просьбе администратора сайта. Если это отвечает вашим литературным и перлюстративным вкусам...