Античные сплетни 10/10
Рубрика: Без рубрики | Автор: Тищенко Михаил | 14:21:07 16.10.2019
-1-
Стоят в просторных залах камни стАтуй -
вдоль русла лет, веков, тысячелетий -
от хрупкого "сейчас" до древней Спарты -
под шум эпох и шелест древних сплетен.
Холодный мрамор, складки римской тоги,
черты богов, людей, зверей, героев...
Поток объединил их всех в итоге
в ковчег музейный и отчасти - Ноев.
-2-
По ветру морду вытянув, волчица
чуть скалится, из потемневшей бронзы
торчат соски, вскормившие столицу,
в глазах её - защита и угроза.
У ног её - два мальчика, два брата.
Один из них убьет другого в споре,
окрасив кровью будущую карту
эпох, идущих тропами историй.
-3-
А вот весталка в белом... Ночью звездной
она обет нарушит свой девичий
и примет яд, пока еще не поздно,
во имя сохранения приличий.
Философ рядом... Дерзкими глазами
он смотрит в бездну времени спокойно,
как на пожар, где миром правит пламя,
и щурится почти непроизвольно.
-4-
Повержен гладиатор… От удара
скатился шлем с веснушчатого галла,
кровь в рыжих кудрях вспыхнула пожаром,
и мрамором холодным тело стало.
Раб-победитель смотрит на собрата
(что падает, пронзенный, на арену)
и думает о мудрости Сократа
и красоте изменщицы Елены.
-5-
Вот консул обличает лицемеров...
И Рим следит с волненьем за процессом:
пусть смерть врагов послужит впредь примером
борьбы, ведущий к счастью и прогрессу.
Пусть знают все - от Рима до провинций,
что здесь – республика! Но Парки ироничны,
и консула разрубит меч проскрипций*
в часы междоусобицы столичной.
-6-
Дочь всадника... Как нежно и упруго
стекают вниз по телу складки столы**!
Покойный цезарь был ей близким другом
со слабостью, увы, к другому полу.
Наёмник на привале... Жёсткий профиль,
шрам на щеке, холодная усмешка.
Почти средневековый Мефистофель –
погубит, и мгновенья не промешкав.
-7-
Красавец-юноша... Вчера ещё ласкала
возлюбленная тайны этих чресел.
Сегодня он - посередине зала -
окаменел, растерян и невесел.
А женщина – та, что его любила -
стоит с детьми в руках перед гробницей.
А там - не он ли? Есть ли в мире сила,
чтоб им не дать опять соединиться?
-8-
Сатир... Гуляка буйный на копытах,
приплясывает, пальцы бьют по струнам.
И тонет мир в движеньях этих, ритмах,
безжалостных и страстных, словно гунны.
На троне – император... Как похожи
сатир и богоравный повелитель:
гуляет неприметно страсть под кожей,
как Минотавр - в подземном лабиринте.
-9-
Сенатор... Интриган из самых знатных.
В его руках - ключи от тайн зловещих,
он устранял с дороги многократно
людей, как обесцененные вещи.
Не зная ни любви, ни милосердья,
марионетка выгод и расчета,
он радости находит лишь в победе
и в знаках поклоненья и почета.
-10-
Слуга властителя ... Он в Риме полусонном
красавиц вёл на ложе шагом властным
и утешал отцов - мечом вонзённым
(вот участь с римским правом несогласных).
А рядом - в белом мраморе богиня...
Диана? Гера? Нагота - как солнце.
Что имя, если в камне силой линей
сквозь время красота передается?
-11-
Оружие хранится в арсеналах,
и фолианты – в трюмах библиОтек,
а бриллианты - крупные кристаллы –
у казначейств и в банках на учёте.
История – красавица и ведьма -
своё оружье, тайны, украшенья
доверила музеям - словно бредням,
разбросанным вдоль вечного теченья.
- - - - - - -
* - проскрипции - списки людей, подлежащих уничточтожению.
** - стола - римская женская длинная накидка, подобная мужской тоге.
Стоят в просторных залах камни стАтуй -
вдоль русла лет, веков, тысячелетий -
от хрупкого "сейчас" до древней Спарты -
под шум эпох и шелест древних сплетен.
Холодный мрамор, складки римской тоги,
черты богов, людей, зверей, героев...
Поток объединил их всех в итоге
в ковчег музейный и отчасти - Ноев.
-2-
По ветру морду вытянув, волчица
чуть скалится, из потемневшей бронзы
торчат соски, вскормившие столицу,
в глазах её - защита и угроза.
У ног её - два мальчика, два брата.
Один из них убьет другого в споре,
окрасив кровью будущую карту
эпох, идущих тропами историй.
-3-
А вот весталка в белом... Ночью звездной
она обет нарушит свой девичий
и примет яд, пока еще не поздно,
во имя сохранения приличий.
Философ рядом... Дерзкими глазами
он смотрит в бездну времени спокойно,
как на пожар, где миром правит пламя,
и щурится почти непроизвольно.
-4-
Повержен гладиатор… От удара
скатился шлем с веснушчатого галла,
кровь в рыжих кудрях вспыхнула пожаром,
и мрамором холодным тело стало.
Раб-победитель смотрит на собрата
(что падает, пронзенный, на арену)
и думает о мудрости Сократа
и красоте изменщицы Елены.
-5-
Вот консул обличает лицемеров...
И Рим следит с волненьем за процессом:
пусть смерть врагов послужит впредь примером
борьбы, ведущий к счастью и прогрессу.
Пусть знают все - от Рима до провинций,
что здесь – республика! Но Парки ироничны,
и консула разрубит меч проскрипций*
в часы междоусобицы столичной.
-6-
Дочь всадника... Как нежно и упруго
стекают вниз по телу складки столы**!
Покойный цезарь был ей близким другом
со слабостью, увы, к другому полу.
Наёмник на привале... Жёсткий профиль,
шрам на щеке, холодная усмешка.
Почти средневековый Мефистофель –
погубит, и мгновенья не промешкав.
-7-
Красавец-юноша... Вчера ещё ласкала
возлюбленная тайны этих чресел.
Сегодня он - посередине зала -
окаменел, растерян и невесел.
А женщина – та, что его любила -
стоит с детьми в руках перед гробницей.
А там - не он ли? Есть ли в мире сила,
чтоб им не дать опять соединиться?
-8-
Сатир... Гуляка буйный на копытах,
приплясывает, пальцы бьют по струнам.
И тонет мир в движеньях этих, ритмах,
безжалостных и страстных, словно гунны.
На троне – император... Как похожи
сатир и богоравный повелитель:
гуляет неприметно страсть под кожей,
как Минотавр - в подземном лабиринте.
-9-
Сенатор... Интриган из самых знатных.
В его руках - ключи от тайн зловещих,
он устранял с дороги многократно
людей, как обесцененные вещи.
Не зная ни любви, ни милосердья,
марионетка выгод и расчета,
он радости находит лишь в победе
и в знаках поклоненья и почета.
-10-
Слуга властителя ... Он в Риме полусонном
красавиц вёл на ложе шагом властным
и утешал отцов - мечом вонзённым
(вот участь с римским правом несогласных).
А рядом - в белом мраморе богиня...
Диана? Гера? Нагота - как солнце.
Что имя, если в камне силой линей
сквозь время красота передается?
-11-
Оружие хранится в арсеналах,
и фолианты – в трюмах библиОтек,
а бриллианты - крупные кристаллы –
у казначейств и в банках на учёте.
История – красавица и ведьма -
своё оружье, тайны, украшенья
доверила музеям - словно бредням,
разбросанным вдоль вечного теченья.
- - - - - - -
* - проскрипции - списки людей, подлежащих уничточтожению.
** - стола - римская женская длинная накидка, подобная мужской тоге.
Комментарии 4
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.
Класс! попахивает Бродским, ну это сейчас вроде знака качества. Но мне понрпавилось!
Класс! попахивает Бродским, ну это сейчас вроде знака качества. Но…
Людмила, спасибо, рад, что нравится)
Читается с интересом. Атмосферное стихотворение!
С уважением, Олег Мельников.
Читается с интересом. Атмосферное стихотворение!
С уважением, Олег Мельников.
Спасибо, Олег!
Рад, если удалось передать атмосферу, которую я чувствую до сих пор в музеях, словно перемещаясь в другие эпохи - окружающих скульптур и картин)