Средневековый триптих 10/10
Рубрика: Философская лирика | Автор: Владимир Литвишко | 01:03:06 29.10.2023
Печальная средневековая сказка
***
"Какая настала зима! Холода!.. Скулят, еле слышно собаки.
Мы, с кумом, собрались пройтись - до моста. Что снова за выпивкой – враки!
Пусть, не на охоту, бредём по снегам, спускаясь по склону . И всё же:
Торим этот путь, в назидание вам, не верящим в сказку – похоже!
Нас, шлёт на мороз, королевский указ: найти, мол, клубнику – и, баста!
А коли замёрзнет вдруг, кто-то из нас – так ведь, не придворная каста!
Получены пики, чтоб наст ворошить; к перчаткам - в придачу, лукошки.
Навряд-ли, случится - ещё согрешить. Скребутся сомнения кошки.
За невыполненье, известен расклад - палач отработает споро!
Сколь горестен спущенный под ноги взгляд, вздыхаем – то порознь, то хором…
У кума - по лавкам скулит ребятня. Мои - даже плакать , без силы!
Намедни изгрызли всю кожу ремня. Дома у соседей – могилы.
Знать вышел черёд, раз такая игра! Чудес, где уж встретишь, на свете?!
Огонь развести бы, да с кремней искра, навряд-ли лучину расцветит!
Морозятся пальцы. Лишь в памяти жар. На ворот намёрзли пластинки.
Молись, коль сумеешь! Дыхания пар свивается в тонкие льдинки.
Пришли на поляну. Бесплоден поход: откуда здесь взяться, такому?
А белый туман опускаясь, не ждёт, чтоб вышли погреться мы к дому.
Собаки в лесу затерялись давно. Усталостью сдавлены плечи.
По паре глотков – есть, с собою, вино. Хоть малость, а всё же - подлечит!
Присели у сосен, спиною к спине. Найти ничего не реально!
И чудится: Дева подходит ко мне, слезу отирает печально.
Лукошки берёт, чтоб наполнить их враз, клубникой отборной , пахучей…
Вот мы и замёрзли. Запомните нас! Хотя б, ненадолго... Получше…"
Последним объятьем сугроб намело, так - словно впритык одеяло.
Ушло постепенно сквозь щели тепло, и смежились веки устало.
Пустеющей сцене к чему кукловод? Театр закрывает гастроли.
Ползёт вдоль афиши непрошеный лёд свидетель их стихнувшей боли…
*********************************************
Кукловод
***
Нити подтянуты на руках - жёстко, как в борт весло.
Тонет, бредущий отряд, в снегах. Лето давно прошло.
По косогору и дальше вниз определён их путь.
Слышен лишь робкий собачий визг: перед обрывом жуть!
Но, однозначен приказ, что дан. Споров не будет здесь!
Так вот и шествуют, по годам. Что изменилось - взвесь?
Вечен тут холод и вечер тих. К ужину всё спешит.
В замке прочтёт трубадур свой стих, в лести - непогрешим.
Плотно забита камина пасть тушею кабана.
Пир будет нынче барону всласть! Тощей уснёт страна.
Разве, что - стражникам, по куску, перепадёт - "с плеча"...
Дичь приторочена к пояску: повару всё вручат.
Как молчалив и испуган лес. Люди стоят в цепи.
Ружей ещё не постиг прогресс, порох в Китае спит.
Луки и стрелы напряг в руках, ждущий оленей строй.
Крики загонщиков. Копий взмах. Ярка так кровь зимой...
Вновь перепутались все концы. Занавеса пора.
Игр на природе окончен цикл... Мой сюзерен, ура!
****************************************
Зима по Брейгелю, средь солнечного лета
***
Зима по Брейгелю, средь солнечного лета.
Ловлю себя на удивлении сюжетом.
Ведёрки ягод, ананас и яблок кучи,
а кисть, внезапно, наполняет снегом тучи.
Спешат охотники: вот-вот погаснет небо!
Лишь их собакам всё равно, где быль, где небыль.
В скупой палитре белый цвет преобладает.
Идёт зима, но не зелёная: седая.
Потёки смазывают весь сюжет картины.
Понурив копья покоряются мужчины.
Вновь капли падают на лёд, как метеоры,
и исчезают, шторой скрытые - просторы.
Пейзаж космический, в предание уходит,
мертвеет всё и вред наносится природе.
Чтоб только снег один, терзался впредь, в сомненьи -
а было ль, раньше здесь - великое творенье?
Ещё не скрыты на ветвях метелью птицы.
Успеет кто-то в этих хижинах родиться.
И по мосту пройдёт до мельницы, возможно,
судьбы не знающий поэт неосторожный.
Зима-художница меняет взгляд на небо.
Слепя, закрашивает мир пропахший хлебом.
Стирает избы, словно ластиком - побелкой,
что для неё, увы - весёлая безделка!
А снег идёт. И кисть скользит, всё ближе, ближе.
Так я, живущий здесь, рассвета не увижу.
Какой-то час, до - всех миров, исчезновенья,
но вновь, как Фауст, говорю: "Продлись мгновенье!.."
И замирает вдруг художница, на диво.
Застыли краски прихотливо, спорно, криво.
А из под них, в разрезе странного сеченья -
вздыхает Брейгель, с чуть заметным облегченьем.
2016
Комментарии 7
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.
Первая часть показалась наиболее удачной, гармоничной и яркой, хотя и требует грамматической и немного лексической доработки))
Да, первая часть хороша и представляет из себя самостоятельное произведение. А все части вместе как-то не увязывается в общую картину. Во всяком случае для стороннего читателя.
С уважением, Олег Мельников.
Первая часть показалась наиболее удачной, гармоничной и яркой, хотя и…
Вполне возможно, что Вы правы. Мне, как неспециалисту в названных областях, трудно об этом судить.)
Да, первая часть хороша и представляет из себя самостоятельное произведение.…
Олег!
Без обиды, но мне кажется, что вы даже не попытались вникнуть в прочитанный текст. Тем более, что здесь приведена соответствующая текстам иллюстрация оригинальной картины Анны Березовской!
Художница обращается в ней к знаменитейшему произведению Великого фламандского художника Питера Брейгеля Старшего "Охотники на снегу" из его цикла работ "Времена года"; трактует её по своему.
Для меня в этой трактовке достаточно много всего кажется совершенно очевидным.
Если Вам будет интересно, то я готов дать подробные необходимые разъяснения, что и как я вижу на данном полотне Анны.
Олег!
Без обиды, но мне кажется, что вы даже не попытались…
Попробую обратить общее внимание на некоторые моменты:
- Во первых, взгляните, как изображено небо у Брейгеля!
Его невероятный зелёный цвет уже сам по себе необычен и рождает ощущение сказки
- Калейдоскопичность исходной картины, космический объём всего изображённого на ней, просто граничат с фантастикой!
- Картина привносит очень мощный философский посыл. Явно чувствуется стремление художника, как что-то своё, так и общемировое - сказать зрителю, побеседовать с ним на избранные темы - по душам. Здесь Брейгель показывает нам, зрителям одновременно и величие природы и относительно малую роль любого отдельно взятого человека, живущего её милостями.
Перейдём теперь к осмысливанию картины Анны Березовской.
Оговорюсь сразу: её точка зрения на изображаемое, поставленные и решаемые художником задачи мне неизвестны. Поэтому я могу судить обо всём здесь, лишь опираясь на свои собственные впечатления:
- Центральной фигурой картины, в отличие от Брейгелевской трактовки, безусловно является некто с кистью! Это явно многоплановая фигура: Человек (3ритель) - Художник (возможно это автопортрет)- Зима, - театральный Кукловод и, возможно даже, Богоматерь!
Соответственно этому, Зритель - просто наблюдает за ходом событий, Художник стремится украсить ткань платья замысловатым сюжетным рисунком. Зима затушёвывает этот рисунок, предположительно пряча весь нарисованный на платье мир под белым, убивающим всякие посторонние краски цветом падающего на полотно снега. Художник возможно, противится этому (Не зря же вокруг него собраны такие яркие осенние фрукты и ягоды), то-ли помогает Зиме овладеть непокорным краем, то-ли при помощи кисточки реставрирует картину снимая с неё молочно-белый налёт. Кукловод, дёргая за ниточки, разыгрывает грустный спектакль. Богоматерь, сочувственно глядя на охотников, возможно готовится сделать им подарок, нарисовав желанную добычу или новый мост на их пути!
Одновременно с этим - спелые осенние фрукты по бокам картины намекают на то, что Брейгелем был создан цикл картин "Времена года", к которому и принадлежат "Охотники на снегу".
В моём случае центральный персонаж картины вероятно, вот-вот нарисует для путников поляну с яркой и спелой клубникой!)))
Чем же это не сказка?)))
Попробую обратить общее внимание на некоторые моменты:
- Во первых,…
Благодарю за интересную трактовку! Но стихотворение предназначено для читателя, который незнаком с этой трактовкой, поэтому ему и приходиться теряться в догадках, и интерпретациях. Автору следует учитывать этот момент! )
С уважением, Олег Мельников.
Благодарю за интересную трактовку! Но стихотворение предназначено для читателя, который…
Спасибо, Олег!
Однако я вроде бы уже сталкивался на этом сайте с мнением, что подробную трактовку своим стихам давать не следует. Мол, профи разберутся сами.)
Как правило, впрочем, должного их понимания не замечал.)