Девятое мая Rating 2.31/10

Рубрика: Без рубрики | Автор: Тищенко Михаил | 14:54:20 09.05.2023
13
10

Я остался в окопах,

я в полях васильками пророс

без салюта и гроба,

без речей поминальных и слез.

Из меня вырастает

и осот, и кипрей, и сосна,

птиц слетаются стаи -

стал я силой зерна


Я остался тут с другом,

сжатый хваткой земли и камней,

превращаясь под плугом

в незаметную правду корней,

жизнь даря нашим братьям,

молчаливо растущим вокруг,

где победно оратай

напирает на плуг


Все ушло - страх и горе,

голод, выстрелы, ад канонад,

и кишки на заборе,

и детей умирающих взгляд,

горы трупов в канавах,

жажда мести, суда над врагом -

все упрятали травы,

заросло все быльем


Я в мороз под сугробом

красной кровью окрашивал снег

не прославиться чтобы,

но отметить - аз есмь человек,

что приду в мир я снова -

и цветами, и кормом для птиц,

стану смыслом и словом

вне убийств и границ


Там, за смертью любою,

за пределом молекул, минут

я живу, и с тобою

слышишь, друг мой, я тут!

Не земля под ногами -

лишь почувствуй ступнею нагой -

это я со друзьями

прорастаю в юдоли земной


9 мая 2023

Комментарии 47

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Тищенко Михаил , 12:51:46 10.05.2023
    • Михаил Эндин , 12:46:28 10.05.2023

      Давайте, вы не будете трогать моих родных...

    Низкий поклон их памяти... 

    Я подправил комментарий, он стал носить обобщенный характер.

    Прощу прощения, если как-либо задел ваши чувства


  • Люди, люди...
    А люди ли мы?

    Почему мы теряем самое главное в человеке — человечность?
    Умнеем, тупеем, дуреем, бесимся, скрипим зубами, рычим, плюемся, обзываем друг друга...
    Что вы напали на Михаила Тищенко из-за стихотворения "Я остался в окопах..."?!
    Почему творится такое?
    Расскажу немного о своём тесте, участнике ВОВ.
    Шебуняев Федор Васильевич,
    20.12.1918 — 03.05.1993

    механик-водитель танка, дважды горел в танке, но выжил и продолжал воевать до Победы.
    После войны он жил с семьёй в селе, на берегу Урала.

    Шебуняев Ф.В. не смотрел фильмы про ВОВ, когда такие фильмы транслировали по советскому телевидению, он вставал с табуретки и уходил в гараж, где ковырялся в своём ушастом "Запорожце" модели ЗАЗ 966.
    Летом, когда я приезжал к нему в отпуск, мы часто ездили на этом автомобиле на покос, на рыбалку, на сбор грибов и ягод.
    За руль всегда усаживался танкист Фёдор Васильевич и выжимал из своего живучего "Запорожца" по просёлочным дорогам что-то невероятное!
    Я садился впереди, рядом с ним, в качестве пассажира и видел все его виртуозные маневры на дорогах и зигзаги по обочинам.
    У Фёдора Васильевича манера вождения на "Ушастом" была фантастическая!
    Особенно я напрягался тогда, когда мой тесть, на приличной скорости, вписывался с крутого берега на узенькую дорожку по временному мосту через реку Урал.

    Траектория "Запорожца" при таком маневре на дороге к мостику действительно была схожа с началом динамического заноса.
    "Ушастого" как бы начинало разбалтывать...
    К чему я это пишу?
    Да всё к тому же, к реальному восприятию происходящего с нами и вокруг нас.
    Как-то я спросил своего тестя:
    "Фёдор Васильевич, а почему вы не смотрите фильмы о ВОВ?!"
    На что он мне ответил:
    "На войне я видел правду, где было много убитых, оставшихся в окопах или втоптанных в землю.
    Их одежда, кровь, кости, даже содержимое кишок — всё наматывалось на гусеницы, а потом оставалось лежать в грязи".
    Вот так вот, спорщики:
    "без салюта и гроба

    без речей поминальных и слез"
    Так что Михаил Тищенко правдиво описал в своём стихотворение "Я остался в окопах.."
    Михаил, благодарю Вас за правду!

  • Тищенко Михаил , 11:31:58 11.05.2023
    • Бочаров Александр 55 , 13:39:08 10.05.2023

      Люди, люди...
      А люди ли мы?

      Почему мы теряем самое главное в человеке…

    Спасибо, Александр!

    Проблема в том, что в отношении к ВОВ образовался канон и любое его даже кажущееся нарушение может вызвать негативные реакции, как это всегда случается, когда посягают на символ веры. Хотя в данном случае никакого посягательства нет в принципе.

    Показательно, что  этот канон веры и чувств по отношению к ВОВ (с которым совпадают, разумеется, и мои,  который сам по себе, вероятно, безукоризнен) стал распространятся на участников ВОВ - как реальных так и лир-героев. Причем, заметим, первые двадцать лет после войны даже Дня Победы не отмечали, большинство ее участников умерли, не получив никакой помощи от государства, которая появилась и увеличивалась со временем, по мере того как число живых ветеранов становилось все меньше. И вот теперь, когда их практически не осталось в живых, появилось мнение, что даже литературный образ, отличный от общепринятого, незаконен!

    Здесь на сайте, на Странице Памяти, которую, кстати, тоже веду я, немало стихов фронтовиков о войне, под которыми нет никаких комментариев... Зато сколько отрицательных эмоций вызвали мои невинные строчки!


  • Тëмо Ангелопулу , 22:24:29 11.05.2023

    А мне показалось, наоборот, гимн жизни. И чувствуется, что написано с большим светлым чувством и переживанием

  • Тищенко Михаил , 19:58:42 12.05.2023
    • Тëмо Ангелопулу , 22:24:29 11.05.2023

      А мне показалось, наоборот, гимн жизни. И чувствуется, что написано…

    Спасибо, Артем,

    именно с таким чувством и писалось, вообще надрыв при упоминании ВОВ, насколько я знаю, был совершенно ее свойственен фронтовикам, это изобретение, этот канон - изобретение советской послевоенной литературы и кинематографии.

  • Тëмо Ангелопулу , 00:06:42 13.05.2023
    • Тищенко Михаил , 19:58:42 12.05.2023

      Спасибо, Артем,

      именно с таким чувством и писалось, вообще надрыв при…

    Лучше бы я об этом не знал 

  • Тищенко Михаил , 09:19:40 13.05.2023
    • Тëмо Ангелопулу , 00:06:42 13.05.2023

      Лучше бы я об этом не знал 

    Вообще, мне кажется, правд всегда несколько: правда сакральная, правда художественная, правда фактов... Иногда они совпадают (в эпохи благоденствия), а иногда могут быть совершенно разными (в кризисные эпохи), в последнем случае у каждого есть выбор...

  • Тëмо Ангелопулу , 10:06:55 13.05.2023
    • Тищенко Михаил , 09:19:40 13.05.2023

      Вообще, мне кажется, правд всегда несколько: правда сакральная, правда художественная,…

    Тутанхамон сказал, что правда всегда одна. Гитлер капут! 


  • Миша, Вы еще в полной мере не прочувствовали того, что новая война заслонила собой предыдущую, во всем своем ужасе и следующем за ним цинизме. Отсюда и этот Ваш "гимн смерти" ( я очень согласен с этой формулировкой Лины ). 

    Сегодня тысячи убитых солдат с двух сторон не "прорастают васильками" в полях. Нет. Они просто валяются в посадках и их доедают одичавшие голодные собаки, ушедшие из разрушенных войной сел и поселков.

    И это тоже страшная правда, после которой нет желания ни читать и ни писать о  войне столь возвышенно прямолинейно. 

    Может лет через тридцать? Кто знает? Хотя помню, что мой дед и 1975-м году ничего не говорил о своих орденах, а мне пацану так хотелось.

    Оценку стихотворению не ставил.


  • Тищенко Михаил , 14:25:37 13.05.2023
    • Добровольский Юрий , 12:22:01 13.05.2023

      Миша, Вы еще в полной мере не прочувствовали того, что…

    Юра,

    мне кажется, что вы себе противоречите,  "гимн смерти" плохо сочетается с  "возвышенно прямолинейно"...

    Знаете, смерть - это вообще неэстетичная штука, безотносительно ко всему, так как то, что происходит с умершим телом, в принципе никогда не отвечает нашим представлениям о красоте и порядке. А потом, если уже любое убранное тело не захоронить, оно просто сгниет. И собаки, между прочим, выполняют роль санитаров.

    Вас устрашает, что нет торжественных похорон и музыкантов? Так их во время войн и не бывает...

    И тем не менее, смерть так страшна часто только для оставшихся в живых, она совсем другая для тех, кто ее принял, потому что они освобождаются от всего материального, отдают свое тело земле, материи и становятся свободными.

    Все зависит от того, что вы видите и чему отдали в жизни приоритет: если человек атеист и материалист, он видит одно, а если человек верит в иные миры, он верит и видит другое. Даже несмотря не только на собак, поедающих трупы, но и на Освенцимы, печи и пытки...

    • Тищенко Михаил , 14:25:37 13.05.2023

      Юра,

      мне кажется, что вы себе противоречите,  "гимн смерти" плохо сочетается…

    Нет, Миша, не противоречу, потому что боюсь тех самых оркестров, пышных похорон, трибун,  салютов, торжественных слов о птицах, алтарях, зернах, бальзамах каких-то.

    Боюсь  "собак, выполняющих роль санитаров". Хотя это уже другой поворот мысли. О таком не скажешь на трибуне или дочке погибшего на войне папы.  Не так ли?

    Боюсь слов бабушек, говорящих чужакам: "На синку, візьми насіння соняха, поклади до кишень. Нехай наступного року буде добрий врожай."

    Боюсь и таких стихов, на мой взгляд питающих эстетику красоты смерти на поле боя.  А ее просто нет и не будет. О какой бы мы войне с вами сейчас не говорили.

  • Тищенко Михаил , 17:30:56 13.05.2023
    • Добровольский Юрий , 16:47:59 13.05.2023

      Нет, Миша, не противоречу, потому что боюсь тех самых оркестров,…

    Ну, Юра, вы прямо пафосную речь написали...

    Хотя смысл ее - вопиющ, а именно, что вы боитесь и от страха забились в свой угол и хотите , чтобы все сидели и боялись там дружно вместе с вами - ужас, ужас, ужас! 

    Поэтому вам и кажется, что я воспеваю эстетику смерти: от страха у вас поломалась вся красивая картинка мира и вы стали видеть все в черном цвете.

    А то, что дочке убитого не скажешь про собак-санитаров - это не довод, ей и не скажешь и о том, что происходит с телом после смерти до обмывания, не покажешь, что происходит с ним в могиле. Есть вещи о которых не говорят, но о которых знают. А вы  почему-то и знать не хотите.

    Предполагаю, что есть и еще одна причина: принять сегодняшнюю войну и оправдать вы не можете, а сказать, что ее не принимаете - нельзя, отсюда и молчание, и запрет на любое неканоническое толкование.

    Я, Юра, не осуждаю, не оцениваю вашей позиции, но тот факт, что у вас эти две войны перемешались в сознании, мне кажется удивительным и показательным.

    А дед ваш молчал про войну, думаю, потому что понимал, что останется непонятым. Потому что на любой войне главное - жизнь, и только за нее сражаются, ее ценят, ее воспевают и ради нее умирают. 

    Тот физический факт, что наше тело, которое кстати в самом прямом смысле состоит из праха первых звезд, остается служить материальной жизни и после своей смерти - это самый непосредственное доказательство "попирания" смерти и "гимн"  жизни - и физической, и духовной.

    Посмотрите, если вам будет интересно, на ютюбе есть отличный проект: "Моя Великая война" - воспоминания фронтовиков, уже стариков, говорящих много такого, о чем не принято говорить. Возможно, вы там услышите то самое, что не рассказывал вам ваш дед.


    И немного общего, обращенного ко всем, кто вдруг пришел на эту страницу рассказывать мне, в чем и почему я не прав: понимаете ли вы - указывающие, как правильно писать и чувствовать - что это проявление фанатизма с вашей стороны, насилия над свободой личности и слова? Ставьте мне дизлайки, считайте меня про себя идиотом или еще кем-то, но, пта, не учите меня жить (цитата), не доказывайте мне, что черное - это белое, только потому что сами в этом убеждены. 

    Обратите внимание, что разговор о технике стиха - это одно, а разговор о моральном праве что-либо писать или не писать - это другое.

    Мне кажется, только несвободные в своей душе люди могут так упорно навязывать свои точки зрения.

    • Тищенко Михаил , 17:30:56 13.05.2023

      Ну, Юра, вы прямо пафосную речь написали...

      Хотя смысл ее -…




    • Тищенко Михаил , 17:30:56 13.05.2023

      Ну, Юра, вы прямо пафосную речь написали...

      Хотя смысл ее -…

    Миша, я вам ничего не навязываю. Тем более упорно. Стих открыт для обсуждения, разве не так. Обсуждаю не вас лично, а это пафосное и сложносочиненное произведение, которому сложно поверить, если видишь войну собственными глазами. 

    На личности я не переходил, в отличие от вас, чем вы меня сегодня неприятно поразили. Не ожидал, если честно. 

    Но на будущее учту.



  • Тищенко Михаил , 19:02:27 13.05.2023
    • Добровольский Юрий , 18:44:59 13.05.2023

      Миша, я вам ничего не навязываю. Тем более упорно. Стих…

    Ага, учтите, пта, и когда в следующий раз захотите назвать мой стих "пафосным сложносочиненным произведением", воздержитесь, пта, по крайней мере, на моей странице, не низводите себя до уровня мстительных не буду говорить кого))

    • Тищенко Михаил , 19:02:27 13.05.2023

      Ага, учтите, пта, и когда в следующий раз захотите назвать…

    Не надо так нервничать, все будет хорошо. Напишите еще. )))

  • Садовский Юрий , 21:57:58 13.05.2023

    Убежден, Михаил, что стихотворение еще претерпит изменения, но даже ради этих ярких строк его стоило писать:


    Я остался в окопах,

    я в полях васильками пророс

    без салюта и гроба,

    без речей поминальных и слез....

    Я остался там с другом,

    сжатый хваткой земли и камней,

    превращаясь под плугом

    в бесконечную силу корней...

    За границею смерти,

    за границею тика минут

    я живу на планете,

    если люди другие живут...


    Полезно вспомнить, что такие ребята как Тютчев продолжали работу над хорошими стихами десятилетия!..
    А тема, поднятая Вами, весьма глубокая... Ибо дорога, прорастающая в человечную вечность, в кюветах своих хранит свидетельства бесчеловечного отношения людей друг к другу... Причем, знает почему хранит!

  • Тищенко Михаил , 22:07:05 13.05.2023
    • Добровольский Юрий , 19:26:33 13.05.2023

      Не надо так нервничать, все будет хорошо. Напишите еще. )))

    Юра, 

    вроде вы, мягко говоря, взрослый мужчина, а ведёте себя, как подросток. Я просто пытаюсь сказать вам, что вы отныне нежелательный гость на моей странице. Можете ли вы не приходить сюда больше и не вставать в разные риторические подростковые позы? Ради более чем 2 лет - в течение которых я честно читал ваши стихи, выискивая в них все возможные намёки и проявления поэзии - сделайте, пта, это одолжение!

  • Тищенко Михаил , 22:10:21 13.05.2023
    • Садовский Юрий , 21:57:58 13.05.2023

      Убежден, Михаил, что стихотворение еще претерпит изменения, но даже ради…

    Да, конечно, я тоже всю жизнь дорабатываю некоторые старые стихи, иногда для этого требуется выйти на иной уровень, чтобы закончить то, что в порыве вдохновения внезапно обозначилось, но уровня сознания ещё не хватает,чтобы это доработать сразу)

    • Садовский Юрий , 21:57:58 13.05.2023

      Убежден, Михаил, что стихотворение еще претерпит изменения, но даже ради…

    Полностью согласен с Юрием Садовским, что стихотворение "Я остался в окопах..." даже ради этих ярких строк его стоило писать:

    Я остался в окопах,

    я в полях васильками пророс

    без салюта и гроба,

    без речей поминальных и слез...

    Я остался там с другом,

    сжатый хваткой земли и камней,

    превращаясь под плугом

    в бесконечную силу корней...

    За границею смерти,

    за границею тика минут

    я живу на планете,

    если люди другие живут...

    Уверен, что это стихотворение будет доработано Михаилом Тищенко до совершенства!
    С уважением, Александр Бочаров.