Шаман Мишаня 10/10
Рубрика: Без рубрики | Автор: Струков Эдуард | 06:48:36 14.04.2023
Души, народившиеся вновь, слетают на землю
птичками с ветвей огромного небесного дерева.
Да, всё-таки нелегко быть нанайским шаманом.
Вечно камлаешь, некогда и в небо посмотреть.
Шаманом Мишка Самар стал по наследству.
Дед Мишкин шаманил, и прадед шаманил тоже,
так что деваться Мишке от этой беды было некуда,
у нанайцев профессия шамана переходит по родству.
Мишка, понятное дело, пытался "откосить" от бубна,
он строил на жизнь другие планы, хотел учиться,
но явились духи и потребовали служить родове,
наслали в наказание на Мишку злую лихорадку.
Лёжа в горячке, Мишка разговаривал с духами,
их приходило трое — старуха, ворон и медведь,
они внушали Мишке, что отныне он должен кормить
не только духов, но и души, корпящие в "чистилище".
Так положено — умершие души мыкаются под землёй,
живут в норах, голодают, ожидая от родных "грева",
а шаман им носит "передачи", маскируясь под зверя,
иначе в агрессии могут затянуть навсегда в свой мир.
Каждая душа ждёт пропуска наверх, на небеса,
в большой светлый мир, где полно рыбы и зверя,
но запускают туда раз в году после "больших поминок",
и то далеко не каждого — а вдруг ты неправедник?
Боги милостивы и разумны, наверху идёт "ротация",
всех в итоге снова отправляют назад, на землю —
кого карасём, кого травинкой, а кого новорожденным.
А вот с шаманами — проблема, профессия ещё та.
Мишка вздыхает, смотрит с тоской на север,
туда, где маревом огней переливается город.
Шаманить в городе трудно, много железа и бетона,
эфир переполнен людскими разговорами ни о чём.
Попасть на небеса сельскому шаману совсем несложно,
у порога дома вкапываешь "тороан", длинный шест,
остаётся лишь подняться или спуститься по шесту,
а вот поди-ка такое отчуди возле городского подъезда?
При Сталине шаманов расстреливали как вредителей.
Отец Мишкин дедовский бубен утопил в Амуре,
но его как сына кулака один пёс выгнали из колхоза.
Зря старался Мишкин папанька, умирал он страшно...
Слава богам, скоро в "предбаннике" душам амнистия.
На Новый год собирается родня, закалывают свинью,
старики бормочут молитвы, кланяются тотему —
у каждого рода есть своё священное дерево, "туйгэ".
Молодым Мишка жутко напился в такой праздник,
споткнулся о рельсы, переходя железную дорогу,
упал, блаженно заснул и чудом спасся от поезда.
Одноклассник еле успел вытащить Мишку из-под колёс.
Где теперь тот одноклассник, весёлый русский парень?
Может, это примчалось хитроумное существо "тудин",
приспособленное верхними богами опекать шаманов?
Мишка вздыхает, ему чертовски хочется напиться.
А может, за спасение никчёмной Мишкиной жизни
получил парень в награду духа удачи — "этугдэ"?
Говорят, стал он в городе большим начальником.
Надо ему блюсти себя, а иначе "этугдэ" уйдёт, сгинет.
Под ногами звонко ломается наст. Холодно, зябко.
Шаман ласково гладит рукой отполированный шест.
Гибкотелые русские шаманки тоже пляшут у шестов.
Выбрать бы время, да обменяться с ними "практиками"...
Сопит тщедушный Мишка, пускает слюну, лёжа в тепле.
Спит он тяжко — во снах приходят души умерших,
одолевают просьбами и жалобами, зовут с собой.
Но чёрная медвежья лапа сторожит Мишкино забытьё.
Комментарии 4
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.
ага, любой выбор труден отказом от сотен других возможностей, особенно сегодня, когда можно всю жизнь прожить, его не делая, оставаясь просто мечтательным планктоном, живущим, не приходя в сознанье, между экранами, едой и унитазами...
У любой профессии есть издержки... ))
С уважением, Олег Мельников.
ага, любой выбор труден отказом от сотен других возможностей, особенно…
Спасибо, Михаил! Верное замечание. Но я больше про персональный космос. Мы вот считали нанайцев агрессивными, не понимая, что для них мы, наоборот, условно злые духи. ))
Восприятие мироздания - оно у каждого своё. Мишкина модель тоже ничего. Она, по крайней мере, более гуманна, что ли... ))
У любой профессии есть издержки... ))
С уважением, Олег Мельников.
Спасибо! ))) И ещё какие! https://bessmertnybarak.ru/article/shamany/
Как говорила Ч. Г. Вальдю, «комсомольцам поручили не давать шаманам шаманить. Они ходили, наблюдали, поэтому шаманы, когда надо было шаманить, начинали поздно, часов в 12 ночи. Комсомольцы мешали шаманить». ... Чтобы избежать преследования комсомольцев, шаманы и все заинтересованные в проведении шаманского обряда уезжали на луга и там шаманили. В селе собирались потихоньку, но как выразилась, информант, «разве скроешь, если бабушки идут в одну избу».
Первого председателя Нанайского национального райисполкома Б. Ходжера в 1937 году обвиняли в том, что он «скрывал и защищал шаманов, давал сведения в Райком, что шаманов в районе шесть человек, а при проверке выявлено 130 чел.»