Ты же помнишь 10/10
Рубрика: Без рубрики | Автор: Долгановских Юлия | 17:14:59 26.10.2022
***
Ты же помнишь, как в прогремевшем на весь мир городе,
в городе, одноимённом знаменитой картине,
называлась оружейная фабрика?
У неё был одноимённый цветок,
она называлась Астра.
И когда стало казаться,
что нет большего варварства,
чем уже произошедшие варварства,
я разорвала картину на мелкие кусочки,
я положила мелкие кусочки в карманы,
я перешла последние границы —
и земель, и своего тела,
я нашла свою смерть от чего-то, одноимённого чему-то,
и через положенное время из бывшего тела моего
появились первые всходы.
Это были не одноимённые цветам орудия
и не одноимённые картинам города,
это были всего лишь репродукции
на тонких слабых стебельках-симулякрах,
на тоненьких слабеньких сваях,
на истончённых от многолетнего использования тактических плечевых кожаных ремнях.
Герника моя, Герника.
Рассмотреть "Гернику" можно за двадцать восемь секунд,
прочитать это стихотворение — за двадцать пять.
Умереть от выстрела в голову — практически мгновенно.
Итого на всё — одна минута.
Комментарии 11
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.
А я не люблю Пикассо (кроме ранних его картин), вообще это был, на мой взгляд, один из крупных духовных монстров в искусстве, чем ближе его знали люди, тем больше вероятности у них было покончить с собой или сойти с ума. И Герника мне тоже кажется надуманной... Тема войны - не самая ярко выраженная и удавшаяся в искусстве, по-моему. Может быть, потому что, что искусство и военные действия - несовместимы и война - невыносима без насилия над душой даже и в художественном виде?
С уважением,
МТ
Я бы сейчас показывал всем картины Отто Дикса и "Апофеоз войны" Верещагина.
Я, к сожалению, "Гернику" (подлинник) не видел, но смотрел бы на неё, наверное, больше двадцати восьми секунд.
А сихотворение у Вас, Юлия, очень интересное.
Я бы сейчас показывал всем картины Отто Дикса и "Апофеоз…
Спасибо, Михаил!!
28 секунд - усредненное время, примерно столько посетители в музеях стоят перед шедеврами)
Верещагин да, именно сегодня актуален как никогда.
А я не люблю Пикассо (кроме ранних его картин), вообще…
Как там? Когда музы говорят, пушки молчат. Но увы.
Пикассо, напротив, очень люблю. Он мне дает надежду, как ни странно.
Спасибо, Михаил!!
Я бы сейчас показывал всем картины Отто Дикса и "Апофеоз…
Картина Верещагина - замечательная, она, в моем сознании, относится к ряду полусказочных добрых картин, как, скажем, "Три Богатыря".
Но увидев несчитанные черепа парижских катакомб, например, понимаешь что "апофеоз мира" - значительно страшнее "апофеоза войны".
Ужас войны ведь не в черепах и смерти, конечно, а в тотальном насилии над душой и ее миром (в обоих значениях слова "мир") В этом смысле картины Ото Дикса - художественно и метафорично показывают насилие, но дело в том, что насилие войны - именно антихудожественно и антиметафорично, это просто уничтожение - всего....
С уважением,
МТ
Кода хороша, да.
Картина Верещагина - замечательная, она, в моем сознании, относится к…
Что-то у Вас не так, Михаил: назвать картину "Апофеоз войны" полусказочной и, тем более, доброй вряд ли возможно.
И я думаю, что черепа в парижских катакомбах — это апофеоз смерти, а апофеозом мира могу назвать прежде всего рождение ребёнка.
Конечно, война вообще антихудожественна, но искусство, показывающее ужасы и результаты войны, обязано быть высокохудожественным, как картины Отто Дикса и Верещагина, как романы Ремарка, как фильм Тарковского, чтобы хоть до кого-то дошло, что войн больше не должно быть
Что-то у Вас не так, Михаил: назвать картину "Апофеоз войны"…
Ну, про обязанности искусства - у разных эпох и идеологий были разные мнения. Кому, как не нам, знать об этом.
Что касается апофеоза, то позвольте привести трактовку термина из Википедии :
Апофео́з, арх. апотеоз, апотеоза, апофеоза[1] (дореф. апоѳеозъ; др.-греч. ἀποθεόσις от ἀπο- <приставка со значением удаления или превращения> + θεός «бог») — обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления.
Первоначально термин прямо обозначал причисление человека к сонму богов (например, Геракла или императора Клавдия), со временем он приобрёл переносное значение и стал значить прославление, хвалу чего-либо вообще. Кроме того, этот термин использовался в театральных постановках для финальных, торжественных сцен произведений, из-за чего в устной, иносказательной речи он приобрёл значение кульминации, венца событий[2].
Разве смерть и тление не есть кульминация, окончательное завершение материальной жизни человека? Не торжественная, конечно, зато реальная и материалистичная.
Но учитывая, что я на поэтическом сайте, а не на философском, не буду настаивать на идее, что именно смерть и то, что человека в момент смерти чувствует, как она происходит - является апофеозом самой жизни, а рождение ребенка - это в первую очередь оплакивание предстоящих страданий и потерь. Ребенок - это радость родителям, но сам он обречен страдать многое месяцы и годы, прежде чем адаптируется к жизни, если адаптируется вообще. То есть, с точки зрения общества и семьи, борющейся за выживание, его рождение возможно и может быть апофеозом жизни (довольно в театральном понятии), но с точки зрения ребенка - ни за что...
Я ничего не доказываю, здесь возможны самые разные взгляды и философские концепции, я просто поясняю свое видение.
С уважением,
МТ
Ну, про обязанности искусства - у разных эпох и идеологий…
Поверил я алгеброй гармонию... ©
Поверил я алгеброй гармонию... ©
Михаил,
в таком случае вся поэзия христианской религии, ее метафоры и философия - алгебра, а бабы, здоровые дети и полные закрома сталинских картин - поэзия. Разумеется, у любых взглядов и мировоззрений есть свои приверженцы. Заметьте, что у Пушкина, которого вы процитировали (не понятно, по какому поводу), нет ни одного подобного апофеоза, его апофеоз жизни - это милосердие "к падшим", да и знаменитый собеседник Гамлета, к слову сказать, - не баба, народишая десяток здоровых детей, а череп.
И ещё одна любопытная деталь, о которой забывают все, кто использует эту цитату из Пушинских "Маленьких трагедий": проверка алгеброй гармонии и вообще такая постановка вопроса - это мировоззрение Сальери, а Моцарт ни так, ни в таких терминах даже и не думает))
С уважением,
МТ
Михаил,
в таком случае вся поэзия христианской религии, ее метафоры и…
Михаил, я привёл эту пушкинскую строчку (у Пушкина — две строчки) в ответ на Ваше, как мне показалось, слишком "алгебраическое" цитирование того, что такое апофеоз, что этот термин значил вначале и т.д.
Христианская религия, как и другие религии, их метафоры и философии, выраженные настоящими стихами — это и есть поэзия, точно так же, как поэзией являются картины с бабами Абрама Архипова и картины со здоровыми детьми кисти Репина и Ренуара. При этом не на картинах, а живые женщины и дети — это тоже поэзия, и настоящие полные закрома — тоже, но это уже более широкое толкование поэзии, это уже поэтическое восприятие жизни вообще.
Я никогда не думал о том, каков апофеоз жизни в поэзии Пушкина, но сейчас мне кажется, что он таков:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!
Не удержусь от ещё одной цитаты (чуть перефразированной):
Суха теория, мой друг, а поэтическое древо зеленеет (Гёте)