Доносчик Rating 10/10

Рубрика: Без рубрики | Автор: Струков Эдуард | 09:14:22 07.10.2022
2
0



Ноябрь. 

Ветер развлекается со ставней «фонаря»,

которую плотники забыли закрыть на крыше цеха —

отшвыривает и жахает по раме со всей дури так,

что «вохровка» на проходной хватается за наган.


Степанову двадцать пять, дяде Толе — полтинник.

Дядя Толя был прорабом на стройке,

повидал всякое,

не раз ходил под статьёй,

жизнь знает не понаслышке.

Дядя Толя Олейников старше Степанова на жизнь.

Они сидят в кабинете и курят — вопрос серьёзный,

спор идёт долгий, из аргументов только злые матюки.

Степанов хоть и молод,

но дяде Толе — начальник,

последнее слово за ним —

вот это и злит Олейникова:


— Ты, Степанов, мечтаешь со всеми жить в ладу,

не хочешь кляузы писать,

не желаешь скандалить,

только зря, пожалеешь —

всем хорошим не будешь!

Ты парень неплохой,

но протянешь на заводе недолго,

сожрут они тебя, схарчат в момент,

а знаешь почему?

Потому что не любишь ты, Степанов, писать докладные!

А в инструкциях каждое слово записано кровью!

Когда случится беда —

виноватым окажешься именно ты!

Потому что побоялся написать начальству правду,

оно правды не любит,

оно на тебя вину и повесит...


Дело плохо — строили завод наспех, к юбилею,

поэтому новые склады кислот и нефтепродуктов

сдали в эксплуатацию условно, с доработками,

про необходимость которых все сразу же позабыли.

Нет никому никакого дела,

что всё дышит на ладан,

что бетон положили не тот,

насосную не достроили —

но только напомнишь главному инженеру об этом,

тот кривит лицо, словно от зубной боли, прочь гонит.

Поэтому сидит Степанов в прокуренном кабинете,

думает, как поступить в такой непростой ситуации.


Тяжесть непомерного риска повисла на нём камнем,

он не спит которую ночь, пытаясь отыскать выход.

Надо бить в колокола, тормошить начальство —

Олейников, тот советует сразу писать в прокуратуру.

Степанов тихонько зондирует заводских особистов —

те в курсе, но сор выносить из избы тоже не хотят.

Пытается действовать через давнего знакомого,

капитана-пожарника Васю Фролова —

тот в панике,

встречаются тайно, в безлюдной складской зоне —

не хочет Васин начальник вмешиваться в ситуацию.

Степанов идёт за советом к высокому начальству,

которое елейным голосом напоминает ему о том,

что обещанная Степанову квартира может ускользнуть,

потому как надо уметь быть лояльным и благодарным.


О, как они убеждают его — втроём и даже впятером,

какие песни поют, какие сказки рассказывают!

Степанов ненавидит себя,

он злится и нервничает,

прекрасно понимая —

обманут, выкинут и забудут.

Грозный технический инспектор ЦК профсоюзов,

вечно толкающий пафосные речи на совещаниях,

нежно шепчет Степанову про спаянный коллектив,

про несвоевременность, про финансовые трудности.


А степановский кадр —

простой азербайджанец Федя, он же Фарид,

у которого в общаге шестеро детишек,

жалуется на боли в голове,

сплёвывает кровь на снег.

В насосной совсем нечем дышать от паров кислоты.


Ничего не спасает — ни пьянки, ни командировки.

Случайный попутчик в купе как-то говорит Степанову:

— Если речь идёт о жизни людей, какие сомнения?

Делай, что должен… А там уж как повезёт, зёма…


Как быть? Молчать? Кричать? 

Да будь, что будет!

Степанов вынимает чистый лист бумаги, печатает,

потом сам лично регистрирует докладную записку,

сам относит в канцелярию и прячет копию в сейф.

Непосредственный начальник Степанова Колядин,

заместитель директора, черноусый красавец-атлет,

утром смотрит на Степанова с лёгким презрением —

что ж ты, парень, оказался таким перестраховщиком?

Колядину хорошо фрондировать и шутки свои шутить,

говорят, что скоро он уйдёт на новое место работы,

в какую-то большую международную торговую фирму —

Колядин с гордостью показывает всем её проспекты.


Они втроём — Степанов, капитан Вася и дядя Толя —

отныне на родном заводе изгои, стукачи и предатели,

чужие среди своих, над ними хихикают, издеваются.

А насосы в складе кислот между тем дышат на ладан…


Через месяц случается авария, за ней — вторая.

За ликвидацию утечки героям наград не вручают.

Тем, кто нахаркался кровью,

дают талоны на молоко.

Приезжает комиссия,

начинается разбирательство.

По всему выходит,

что виноваты Степанов и дядя Толя,

посылавшие людей работать в аварийных условиях,

не сигнализировавшие своевременно руководству —

всё разворачивается так, как предрекал Олейников.


О, чудо! Докладная Степанова куда-то пропадает.

Спасает его зарегистрированная копия из сейфа,

которая снимает все многочисленные вопросы —

зато начальство лишается партбилетов и должностей.

Дядя Толя хвалит Степанова, вышагивает фертом,

страшно улыбаясь оскаленным золотым ртом.

Рассказывают, что зубы свои он потерял в КПЗ —

с таким неуживчивым характером не мудрено.

Главный инженер зовёт Степанова "крючкотвором",

но при этом величает на "вы" и по имени-отчеству —

и отныне умудрённый суровой жизнью Степанов

пишет докладные и служебные по любому поводу.


Безотказного работягу Фарида вскоре увольняют—

в девяностом из Москвы придёт секретный приказ

избавиться от лиц кавказской национальности,

всех уволят в течение одного дня — 

говорят, что так надо.

Степанов возмущается, 

но его как будто не слышат.


А потом тихо, по-волчьи, 

приходят лихие девяностые —

бурное, неповторимое, весёлое и страшное время.


Время, когда никто никого не станет учить и жалеть.



На фото - брошенные корпуса амурских оборонных заводов. 2017 г.


Комментарии 3

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.

  • Тищенко Михаил , 10:34:15 07.10.2022

    Эд,

    у поэзии всегда было несколько путей, например, поэзия красивых и глубоких смыслов, метафор, но всегда есть и путь поэзии реальной жизни, ее бытовых и социальных деталей, особенно, если они раскрываются в не менее глубокие смыслы и красоту.

    Люблю ваши вертикальны верлибры!


    С уважением,

    М.


  • Струков Эдуард , 13:18:25 07.10.2022
    • Тищенко Михаил , 10:34:15 07.10.2022

      Эд,

      у поэзии всегда было несколько путей, например, поэзия красивых и…

    Спасибо, Михаил! )) Я отныне причислен в "новому эпосу". Цитирую Максима Алпатова: "автор в новом эпосе абстрагируется от происходящего в тексте, не отчуждаясь от него полностью, лавирует между разными формами присутствия в нём, иногда даже создавая иллюзию своего полного отсутствия ... он не критикует своих героев и не анализирует моральную сторону их поступков и предубеждений, позволяя им быть самими собой." 

    Это как раз то, о чём Вы мне всегда говорили - и гораздо раньше многих. Спасибо! ))

  • Да, читается с интересом!

    С уважением, Олег Мельников.