Тема: "Не ищи поэтов среди мерзавцев"
Опубликовал: Стрелец Вик | 06:08:20 26.08.2020
Мне всегда казалось, что как бы ни бурлили сетевые перипетии, там так или иначе должна бы сложиться некая творческая элита и что элита эта должна оказаться на высотах не только поэтического слова, но и на каких-то нравственных высотах...
Мне потому так казалось, что не складывается у меня пазл, в котором поэт и злодейство – явление вполне себе возможное, допустимое, рядовое и даже приемлемое и объяснимое. Не складывается...
Старая тема. Но никакие итоги многих таких дискуссий утешительными мне так и не показались. Наоборот, все сводится к страшноватой идее: поэзия – это котлеты, а поэты – мухи, к высоким вкусовым качествам этих "котлет" отношения не имеющие.
Или так: некий тайный голос шепчет поэту хорошие, прекрасные, высокие, настоящие стихи, сам же поэт только записывает их, но при этом ни к чему хорошему, прекрасному, высокому, настоящему он отношения может и не иметь. Более того – он может быть негодяем, прибежищем низкой и подлой души...
Вот этот пазл у меня и не складывается.
Станет ли нашептывать "голос поэзии" негодяю, мерзавцу? А если станет – почему? На роль проводников высокого, тонкого поэтического слова не находятся кандидатуры получше, почище? Но это странно, даже если иметь в виду, что категории тут у меня образные...
Вопросы, вопросы...
У меня есть, было и, вероятно, будет всегда убеждение: НЕ ИЩИ ПОЭТА СРЕДИ МЕРЗАВЦЕВ. В лучшем случае найдешь стихоплета, довольно складно лепящего слова. Но обмануться может только тот, кто плохо слышит, плохо чувствует. В стихах такого стихокрутца возможно найдешь и ритм, и размер, и приличные рифмы, и не отыщешь нарушений краеугольных принципов стихосложения, но... острый глаз не увидит, тонкий слух не услышит пронзительных ноток поэзии, чуткая душа не ощутит того живительного, зыбкого, волнующего струения потоков, свойственных, собственно говоря, ПОЭЗИИ.
И вывод неутешительный. Для себя я его сформулировал так: не ищи поэтов непременно и только среди сетевой элиты. Часто поэт обнаруживается в тихом уголке. Он ничем особо не выделен – ни рейтингом, ни повышенным вниманием, ни славословием. Он просто живет в поэзии, просто пишет хорошие стихи, очень хорошие стихи и, чаще всего, не принимает участия в шумном карнавале тех, кто полагает, что стоит у руля и ветрил большой поэзии...
Обмануть можно сию минуту. Необозримое и даже обозримое время - обмануть невозможно.
Ответы 38
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить ответ.
Поэзия и музыка -- сёстры. Блюзмен Евгений Маргулис однажды высказался в том духе, что если ему понравилась музыка какого-нибудь исполнителя, он старается не знакомиться лично с музыкантом, чтобы не испортить впечатление. Маргулис чётко даёт понять что в среде музыкантов гений и злодейство -- вполне совместимые вещи.
Вик, затронутая Вами тема весьма серьезная, но искать людей-Человеков там,…
А я все же сомневаюсь, Юрий, в том, что "открыты для всех". И минуты вдохновения должны питаться теми (лучшими) свойствами, кои мы видим через призму замечательных произведений.
Да, Володя, копаться в белье людей вообще, тем более в интимных подробностях людей великих, произведениями которых человечество восхищается – крайнее негодяйство. И только такие дикие времена, как нынче, допускают любую грязь, выставляют интимные подробности уважаемых людей на всеобщее обозрение, более того: стремятся сделать любые сугубо интимные акты – обыденными. И как бы нам вскоре не стать свидетелями, например, сексуальных сцен прямо на улицах, да и где попало... Пир во время чумы...
Вик, затронутая Вами тема весьма серьезная, но искать людей-Человеков там, где кипят страсти, бессмысленно... Только те поэты, зная о многоэтажности (Н.Бердяев) людской, сознательно живущие Небесными этажами, а не подвалами человеческой природы, на злодейство неспособны. Касательно того, кто создает шедевры: беззлобные гении или талантливые мерзавцы? Думаю, что и те и другие, ибо пути восхождения на "верхние этажи" в минуты вдохновения открыты для всех...
Я, скажем, не верю в накручиваемые молвой и, якобы, документально…
Вик, в письмах писателей можно найти многое. Если взять письма Чехова, там тоже есть о его эротических приключениях. Личные письма были не предназначены для публики, я вообще не очень уверен, правильно ли их включать в собрания сочинений. А уж если они стали известны, надо не забывать, что это частная переписка.
Я, скажем, не верю в накручиваемые молвой и, якобы, документально…
Если речь о людях известных (Пушкин),
То важно, какова репутация пишущего
Грубо говоря, непомнящему верить можно
А другим с большой осторожностью
Поэты в основном люди малоизвестные,
С очень глухой славой
Их жизнь проходит внутри себя,
Выход в публичность, и тут алисов прав
Дело очень спорное и опасное
Мало что и по какой причине я ляпнул
В разговоре для красного словца?
Если это поместить в публичную плоскость,
Высказывание будет выглядеть иначе
Дело не в том, что про Пушкина выдумывают
Сделать фейк о Пушкине непросто
Все всем известно
А вот вырвать фразу из контекста
Есть много умельцев
Но схема-то получается примитивная, типа "Я его слепила из того,…
Я, скажем, не верю в накручиваемые молвой и, якобы, документально подтвержденные всякие письма типа некоего письма А.С. Пушкина , из которого настырно приводится фрагмет" "Сегодня я, наконец, (нецензурное слово) гордячку Керн." Тем более, что этот фрагмент в разных источниках приводится в разных вариантах. Если это документальные бумаги (письма), то какие-такие могут быть варианты? Ну, не верю я во всякую такую (псевдолитературную) молву.
И ведь это не единственный пример разночтений-разноцитаций...
Все верно, Вик
И все же для людей пишущих важно знать,
С…
Но схема-то получается примитивная, типа "Я его слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила...". То бишь - сама себе накрутила (из того, чего, вроде, наворотили вокруг) и во все это поверила... ))) Не вернее ли отбросить молву и попытаться прочесть истину между строк автора этих строк? Конечно, если сам являешься свидетелем – все проще. Но это случай – изрядный. Ччаще всего образы создает все-таки толпа, молва, противники, сторонники, а историки лишь подытоживают... Но в итоге – винегрет...
Толпа, между прочим, всесильна, обла, огромна, стозевна и лаяй. Почему…
Все верно, Вик
И все же для людей пишущих важно знать,
С чем и с кем они имеют дело
Толпа это люди посторонние,
А я сужу по тому, что видел сам
Или же изучал (не по мнениям случайных людей, а научно)
Вот этот взгляд на реальность,
А не на видимо́сть, не на "мнения толпы"
Я лично считаю крайне важным
Если не знать, каковы люди искусства вблизи
Легко можно нарваться на обиды
А то и неприятности
Или отнестись к самому себе в искусстве
С излишним пиететом
А ситуация в искусстве жёсткая
Из произведений этого не увидишь
Только из биографий
Владимир, по поводу писателей-поэтов не согласен. Примеры Некрасова и Достоевского,…
Олег, а почему свидетельствуют об обратном? Разве Достоевский и Чудаков здоровые психически люди?
А Некрасов — кто знает, что происходило у него в душе, да и в стихах иногда выплёскивалось...
Толпа, между прочим, всесильна, обла, огромна, стозевна и лаяй. Почему мы никогда не берем в расчет этой мощной сентенции? Сами являясь частью этой толпы, мы легко повторяем выкрики (и злобные, и поощрительные, и подстрекающие)... А главное – верим в них. Вооружаемся ими. То, что это всегда ситуативно и пришпилено к неким конкретным частным сиюминутным подробносям, редко кто берет во внимание. Почему мы так легко верим в мелкие (и не мелкие) подробности биографий, предлагаемые, быть может, вольными или невольными участниками подробностей?.. Возьмите хоть ссоры сегодняшние, сетевые. Кто-то с кем-то повздорил – и вот уже сайтяне разделились на два лагеря: одни молча, закулисно, другие активно и полыхая "праведным" гневом. И всё это следы, оставляемые толпой в истории. И все это - пятна на биографиях авторов. И пятна эти вполне себе могут ( и непременно так и случится) заштриховать, стушевать и даже перечеркнуть обычные человеческие свойства конкретной персоны, которой, возможно, уготовано планидой невероятное, может быть даже великое будущее... И станут долдонить потомки: ага, он классно писал! но какой же он, на самом деле, был мерзавец...
Мнение о том или ином поэте, писателе я для себя составляю на основании их произведений. Произведения (а не вопли толпы) рисуют для меня портрет личности...
Певец, даже выдающийся, это в общем обычный клоун, развлекатель публики,…
Владимир, по поводу писателей-поэтов не согласен. Примеры Некрасова и Достоевского, Салтыкова-Щедрина и Бунина, Чудакова и Губанова (список можно долго продолжать) свидетельствуют об обратном.
Владимир, по поводу подлости - Вас удивляют странные вещи. Поэты…
Певец, даже выдающийся, это в общем обычный клоун, развлекатель публики, как и актёр — марионетка, поэтому их подлые поступки в жизни меня не удивляют. Но настоящий писатель не может состояться без участия в творчестве самых глубоких душевных слоёв. Поэтому здесь подлость не может существовать без глубочайших душевных деформаций. Вот это и загадочно.
Владимир, по поводу подлости - Вас удивляют странные вещи. Поэты такие же люди. Относиться к ним иначе - это все равно как ждать мессианства от рок-звезд))
На Окуджаву жалко тратить время, там все очевидно настолько, что не о чем говорить. Что касается Стругацких, тут прямая параллель с Аксеновым, у которого на старте были великолепные Мой младший брат с Звездным билетом, а на финише - Московская сага и прочая муть.
Для меня тоже не так важны, но раз уж Вик…
Про Окуджаву я даже не знаю. Сейчас произошла очень своеобразная смена поколений. Для поколения моего и ещё моих родителей песни Окуджавы были одним из немногих светлых пятен в советской жизни. Но 90-е годы многие высветили совсем по-другому. В общем-то, и Стругацкие, на книгах которых я вырос, оказались из одной компании с Окуджавой. Одна молодая поэтесса написала мне, что в разговоре с ней я выгляжу молодым бунтарём, а она — консерватором. Такие странные метаморфозы времени...
Владимир, в вопросах восприятия поэзии лично для меня биографии авторов не так уж…
Для меня тоже не так важны, но раз уж Вик начал разговор о поэтах и мерзавцах... И потом, мне просто психологически интересно — я могу понять, если поэт алкоголик, наркоман, псих — это даже вполне естественно сочетается с поэтической натурой. Но вот сознательная подлость или жадность, мелочность — это мне мало понятно, а ведь и такого у больших поэтов встречается сколько угодно.
Олег, да, когда идёт речь о великих, мы как-то стесняемся…
Владимир, в вопросах восприятия поэзии лично для меня биографии авторов не так уж и важны (люди - отдельно, тексты - отдельно). Есть, правда, исключения - тот же Окуджава, например. Впрочем, будь он даже нормальным человеком, читать его все равно бы не стал - потому что тексты слабые.
Может и не хотите, Владимир
А вносите!
Вот история с Гумилевым
Он разрабатывал…
Игорь, здесь снова вопрос вкусов. На мой взгляд, гениальных стихов у Гумилёва не больше десятка поздних, да он и сам сразу заметил разницу. В основном же собрании сочинений он "стихотворец", пусть стихи хорошие и профессиональные. Вот это и есть та разница, которую я имел в виду. Но о стихах Гумилёва — это далеко не только моё мнение. Вообще-то у Гумилёва обычно и вспоминают только поздние стихи, а остальное мало кто и знает. "Нигде, никогда не найти вам жены бесприютней, Чьи жалкие стоны вам будут желанней и слаще..." — кто сейчас помнит целый том подобных его стихов? Ну, стоит у меня на полке, и не очень хочется перечитывать.
Игорь, я не замечаю, чтобы я вносил путаницу. То, что…
Может и не хотите, Владимир
А вносите!
Вот история с Гумилевым
Он разрабатывал акмеистическое направление на основе анализа стихов
"Парнасской" школы
И эта его теория оказалась настолько действенной, что породила многих последователей
Не только слабых, как городецкий
Но и сильных, как Мандельштам и Георгий Иванов
Ясно, что теоретические схемы
Не сделают из валенка сапог
Но многое могут подсказать
Да и утверждение, что поздние стихи Гумилева
Якобы на голову лучше ранних
Тоже сомнительное
Другое дело, что есть ранние таланты
Например, Маяковский
А есть такие, кто с годами пишет
Лучше и лучше
Красивая теория, но к практике она абсолютно никак не относится.…
Олег, да, когда идёт речь о великих, мы как-то стесняемся называть вещи своими именами. Дело не в том, чтобы копаться в их жизни, но если уж нам что-то известно, мы не можем заставить себя это забыть. Так, некоторые поступки Лермонтова по любым нормальным человеческим критериям называются поведением мерзавца. Но ведь гений, "изгнанник рая пролетал..."
Начнем с размежевания понятий. Медведь является подвижником зимней спячки? Или…
Игорь, я не замечаю, чтобы я вносил путаницу. То, что Вы сейчас сказали: "Поэт обязан быть профессионалом, но поэтом нельзя стать вследствие обучения" — это как раз то же самое, что и я всегда говорю: "Профессионализм — условие необходимое, но не достаточное." И я не раз говорил о стихотворцах-профессионалах и о том, что поэт — это другое качество и другое измерение. Не вижу особого с Вами противоречия. Разве что в оценке конкретных авторов. Разбирая стихотворение Чудакова, вы привели ему в пример Гумилёва. Гумилёв всю жизнь увлекался теорией, составлял разные поэтические схемы и таблицы. Но гениальные стихи у него прорвались только в конце жизни совсем не по теории, а как он сам признавался, совершенно спонтанно и неожиданно для него самого.
Красивая теория, но к практике она абсолютно никак не относится.
Вот просто навскидку: Лермонтов, Есенин, Хармс, Ахматова, Цветаева, Рубцов, не говоря уже про Окуджаву с Бродским - люди, мягко говоря, неоднозначные. Ну ладно Окуджава и Ахматова - поэты (на мой взгляд) плохие, ну ладно Бродский - полусумасшедший, но остальные составляют цвет поэзии. И продолжать "список мерзавцев" среди этого "цвета" можно долго.
Согласен, что хорошие ребята среди поэтов тоже есть. Но это не зависит от поэзии.
Начнем с размежевания понятий. Медведь является подвижником зимней спячки? Или это у него от природы? Совершает ли медведь нравственный подвиг, отказываясь быть шатуном?
Поэт не обязан быть подвижником, но обязан быть профессионалом. Причем поэтом нельзя стать по приказу или вследствие обучения. Это примерно то же, что "обучить быть Эйнштейном". Или витгенштейном! Но это не значит, что можно стать Эйнштейном, оставаясь неученым олухом.
По-моему, Алисов, который на деле является типичным подвижником, специально вносит путаницу в систему понятий.
Поэты часто просто пассионарные личности, этакие сукины дети. Требовать от них эпичности в мерзавстве глупо. Но нож в задницу вполне могут воткнуть.
Если взять за единицу "один макрон", то Сталин потянет на сто макронов, а поэту некогда, поэт потянет на один-два полновесных макрона
Максимум
Игорь совмещает в себе поэта и теоретика. Не знаю, бывает…
Вик, в любое учебное заведение отбирают людей со способностями к данной специальности. Если специалисты отлично знают, как надо писать, что хорошо и плохо в литературе, тогда какие проблемы? Отберут талантливых абитуриентов, научат писать, и хорошие писатели будут выпускаться как с конвейера. Так ведь нет этого. Только недавно я читал статью о том, что выпускники лит.института в лучшем случае занимаются написанием рекламы каких-нибудь пылесосов. Сейчас модно говорить о том, что Толстого с его неправильными фразами современный редактор отправил бы исправлять рукопись и переучиваться. Но вот среди правильно обученных теперь почему-то Толстого не появляется. Классики не заканчивали лит.институт. Парадоксально...
Игорь совмещает в себе поэта и теоретика. Не знаю, бывает…
Что мне особенно нравится в подвижничестве Игоря Белавина– его бескомпромиссность там, где это решительно необходимо. Твой вопрос, Володя, неправомерен, как мне кажется. Специально подготовленные люди? Специально подготовить можно кого угодно, но спецподготовка вовсе не предполагает и не инициирует таланты, явояющиеся грубо говоря, мягко выражаясь :)– прерогативой природы. Разве не так?
Игорь совмещает в себе поэта и теоретика. Не знаю, бывает…
Я и Игоря не раз спрашивал — ну, если литературная теория так хорошо разработана, то почему же самыми выдающимися авторами становятся не специально подготовленные люди, а чаще какие-нибудь маргиналы, со стороны затесавшиеся в литературу?
И ты, наверное, прав. Но кажется мне, что Игорь составляет…
Игорь совмещает в себе поэта и теоретика. Не знаю, бывает ли у него в конкретных случаях спор между этими двумя сторонами личности. Но я всегда предпочитаю неформальный подход. Нередко бывает, что формальная неправильность лучше звучит поэтически, обычно я и делаю выбор в её пользу.
Вик, так вот поэтому я всегда и говорю, что профессиональный,…
И ты, наверное, прав. Но кажется мне, что Игорь составляет некое исключение и способен водеть "выпекаемые пироги" конкретнее, тоньше, не оставляя места лукавству...
Интересно еще и вот что: способны ли профессионалы, специалисты литературоведения,…
Вик, так вот поэтому я всегда и говорю, что профессиональный, научный подход к литературе ограничен. Самое главное остаётся вне рассмотрения или демонстративно не замечается, как не имеющее отношения к делу.
Интересно еще и вот что: способны ли профессионалы, специалисты литературоведения, искусствоведжения (etc.) распознавать и учитывать тонкие нюансы таких вот перипетий? Или вполне достаточно сугубо формальных критериев? Мне кажется, что литературоведение, в сущности, обязано быть еще более тонким искусством, нежели непосредственно – сама поэзия ( по меньшей мере – не менее). Искусством распознавания. Искусством отделения зерен от плевел. Искусством произнесения окончательных вердиктов... Покамест, мне кажется, все относительно, все зыбко, все аморфно...
Наверное, жизнь среди людей - самая сложная наука. Сколько недоразумений…
Да, мы разные. И может быть это прекрасно. Но речь о художнике, о поэте. По мне все проще: "Назвался груздем – полезай в кузов!". Ведь совершенно недостаточно лишь обозначить движение. Оно окажется несостоятельным, если его не завершить...
Если внимательно присмотреться, Володя, то окажется, что тема эта весьма…
Ну конечно, Вик, всё неоднозначно. Про охотника ты очень хороший пример привёл, это так по-человечески...
Если внимательно присмотреться, Володя, то окажется, что тема эта весьма…
Поправка: душой
Даже Пушкин в своём письме в сущности не отрицает, что…
Если внимательно присмотреться, Володя, то окажется, что тема эта весьма близка в какой-то конкретной подробности теме предыдущей (о том - как мы оцениваем авторов).
И вдруг оказывается очень сомнительным высказывание В. Шекспира "Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни плохими, а только в нашей оценке". Тут возникает такая мешанина, что об отчетливости и определенности умозаключений вообще речь идти не может. Об одной и той же ... скажем, розе могут быть справедливыми диаметрально противоположные мнения: " Как она прекрасна!" или "Фу, какая мерзость!". И то и другое высказывание при желании и соотв. воображении можно обосновать и привести незыблемые аргументы...
То есть в человеческом понимании прекрасного или безобразного столько ржавых пятен, что при определенной сенсорности можно легко вообще сойти с ума...
Охотник, наделенный всякими тонкими душевными свойствами, видит единорожицу :)) (единорога, конечно) и восхищается: "О, как ты прекрасна! Ничего прекраснее я в мире не встречал!" И вот эта единорожица производит на охотника неизгладимое впечатление и он, наделенный тонкой душей поэта, слагает в ее честь трогательный сонет.... Но затем его мысли смещаются и он думает: Какой великолепный, должно быть, шашлык получится... и... нажимает на курок...
Это что? Сущность человеческая? В которой все – неоднозначно, все бликует и нет никакой возможности для малейших определенных (не бликующих) критериев.
Наверное, жизнь среди людей - самая сложная наука. Сколько недоразумений и ошибок происходит, если мы не умеем понимать друг друга!
Вот и ропщем порой на несправедливость, обижаемся и прощаем, стучимся в запертые двери...
Как же отыскать ключи взаимопонимания?
Относиться к людям... нет, не так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам, а так, как они хотели бы, чтобы относились к ним?!
Но тогда это ... чистейший подхалимаж?
А ведь вся правда в том, что все мы разные!
Вик, я думаю, что здесь просто нет каких-то общих правил,…
Даже Пушкин в своём письме в сущности не отрицает, что великий поэт может быть мал и мерзок. "Не так, как вы" — понятно, что не так, ведь рядовой мерзавец-обыватель не занимается созданием поэтических шедевров. И тем не менее...
Из письма А.С. Пушкина П.А. Вяземскому: «Толпа жадно читает исповеди,…
Вик, я думаю, что здесь просто нет каких-то общих правил, поэты бывают разными, как и все люди. К сожалению, часто большая поэзия вовсе не сочетается с "чувствами добрыми". Конечно, хотелось бы верить, что настоящий поэт подобен описанному тобой обитателю "тихого уголка", но это далеко не всегда бывает так. Скорее вот именно, мухи отдельно, а котлеты отдельно. И даже у мерзавцев бывает не изощрённая версификация, а настоящая поэзия. Как же устроена психика таких поэтов — ну, это сложно.
Из письма А.С. Пушкина П.А. Вяземскому: «Толпа жадно читает исповеди, записки и т.д. потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего.При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал,как мы,он мерзок,как мы!
Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе."