Тема: Чем поэт отличается - 2

Опубликовал: Тëмо Ангелопулу | 11:38:08 05.12.2025

Из прошлой статьи на форуме мы выяснили, что поэт мало отличается тем, что чувствует и ценит чужой талант, а более заинтересован мнением общественности о своих стихах, о славе – и более благородные стремления относятся к славе, которую даст ему будущее время – слава устаканившегося мнения о нём. Однако слава сиюминутная и слава будущая – дело не поэта, а обстоятельств вокруг него. Что же до сущности поэта, его внутреннего строения и стержня – тайна, мало кому интересная. А время сейчас не щедрое на внимание общественности к поэту. И это благоприятно для того, чтобы перевести фокус внимания от внешнего – славного, признанного, профессионального – к внутреннему – чуду живого слова, таинственной работе ума в состоянии вдохновения. Задаём ли мы, поэты, себе вопрос и может ли честно ответить на него – для чего мы пишем? Что двигает в нас это побуждение? Кроме желания славы, признания, ведь есть ещё что-то... Или даже так – что заставляло нас писать стихи в самом начале? Давайте здесь делиться этими воспоминаниями о первом вдохновении и не стесняться самых странных своих мотивов. Уж точно, я думаю, никто не начинал сразу с профессионализма, и, может быть, наши первые делитантские, графоманские и малограмотные (в стихотворческом смысле) попытки поэзии были куда более невинны и чисты, и ощущение чуда поэзии особенно свежо переживалось в них. 

А можно к ответу на вопрос – для чего я пишу или для чего я начал писать – сопроводить своими первыми-первыми стихами, не побоясь что они выглядят глуповато и непрофессионально. 

Давайте вспоминать наше поэтическое детство, и, может быть, вспомним что-то свежее, живое, настоящее – оно ведь ещё иногда как-будто зовёт нас тихим, слабеющим голосом.

Ответы 8

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить ответ.

  • Тëмо Ангелопулу , 16:46:11 09.12.2025
    • Козлов Алексей , 05:01:38 09.12.2025

      Поэт - это человек, которому в названии магазина "Овощи и…

    Алексей, это гениальное определение)) 

  • Козлов Алексей , 05:01:38 09.12.2025

    Поэт - это человек, которому в названии магазина "Овощи и фрукты" слышится трёхстопный хорей (с пиррихием в середине) :)))))))

  • Тëмо Ангелопулу , 02:15:26 09.12.2025
    • Гонохов Игорь , 20:43:43 08.12.2025

      Тёмо, творчество это как бы инстинкт, но высшего порядка, как…

    Очень интересное мнение, Игорь! 

    То-то и озадачивает, что очень похоже на религиозность, но в религии есть цели, инструкции, история что зачем откуда и для чего, а поэзия как стихия, она вроде бы и не от мира сего, но носителю поэзии и в этом мире живётся зачастую несладко, а обещаний ему за это поэзия никаких не даёт, а многие и самоубийством кончают, причём многие из великих и сильнейших. Как, например, такой ангел от поэзии как Мандельштам мог так погибнуть, как это можно объяснить... Иными словами – не является ли поэт безвольной игрушкой в руках стихии? Стоит ли раболепствовать перед собственым вдохновением или нужно его пытать и изучать? Что это, зачем это, какая у этого цель, какие бывают последствия... 

  • Гонохов Игорь , 20:43:43 08.12.2025

    Тёмо, творчество это как бы инстинкт, но высшего порядка, как религиозность, то есть вроде логически мы можем его объяснить, но истоков его не знаем, как впрочем и половой инстинкт, который изначально сползает в глубокое подсознательное.  Творчество вроде бы желательно всем, каждый хоть раз в жизни испытывал желание что-то создать, но творческие порывы не так настырны как половые, у большинства так. Правда, современность всё меняет и в современной Японии интернет перевесил половой инстинкт у молодёжи. Секс им всё менее и менее интересен. Так что секс уже не основной инстинкт. Но мы не о сексе, мы о поэзии, поэзия тем более не основной инстинкт, но инстинкт. И пишешь в конце концов не для славы, не для денег или привлечения противоположного пола, то есть и это бы хорошо, как приятные бонусы, но всё же поэзия понимается изнутри тебя, и откуда она там появляется проследить невозможно, как невозможно не высказать себя. Отсюда признание тоже базовая потребность, не слава, а именно признание, признание у тех кто понимает дело, и среди тек кто одной крови с тобой. Не у друзей, не у родных и близких, потому что нет в своём отечестве пророка, а у таких же  ненормальных как ты. Почему базовая потребность, потому что если не признан терзает досада, что не смог проявить красоту данной тебе индивидуальности, не себя проявить, но свою личность , которую создавал  не ты, но создал прекрасно. Ну как бы у тебя фантастический набор красок, ты сам и есть набор красок и этими красками можно такую красотищу изобразить, а тебя всё фигня выходит. И сам ты это осознаёшь - отсюда признание ещё самого себя должно быть. Ай да Пушкин, Ай да молодец

  • Тëмо Ангелопулу , 00:05:51 08.12.2025
    • Соловьёва Виктория , 05:56:06 06.12.2025

      Здравствуйте, насельники Улицы неспящих фонарей:)

      Здравствуй, Тёмо! )

      Для чего я пишу…

    Мне очень понравилось стихотворение, Виктория! Там прям играет эта непосредственная лёгкость, как бы вдыхается в мир прямо из стихотворения. 

    Я даже подумал, что.. Ну вот есть, знаете, что-то особенное в детских рисунках. Многие большие художники даже изучают их и пытаются достичь этой непосредственности, многие коллекционируют детские рисунки.. А что такое детские стихи? Дети же в основном не пишут стихи, тем более лет в пять.. 

    И вот что такое деткие стихи! – это первые стихи, первые попытки поэтов, неважно в каком возрасте написанные))

     Я вот стих тоже из самых первых откопал сейчас) 


    Я на рифах таю снегом,

    Убежавшим от войны.

    Радости великой смехом

    Чаши глаз моих полны.


    Я на облаке весеннем

    Наблюдаю далеко.

    Мне на облаке весеннем

    Так тепло и так легко.


    Я на рифах стаей пёстрой

    Отдыхать разбил ночлег,

    И в глазах моих невзрослых

    Радости великой смех.


    Вот так посмотришь на свои первые стихи и думаешь: какую же чушь я потом многие годы писал в поисках чего-то оригинального, а что-то важное забывал напрочь... 


    Присоединяйтесь ещё кто-нибудь к раскопкам) Вдарим по серьезности кулачком детской непосредственности!)) 

    • Тëмо Ангелопулу , 21:56:04 05.12.2025

      Вечер добрый, Виктория! Ну может вспомните какие-то ранние впечатления именно…

    Здравствуйте, насельники Улицы неспящих фонарей:)

    Здравствуй, Тёмо! )

    Для чего я пишу непростой вопрос вообще, потому, что общество писателей многослойное и у каждого слоя будет свой ответ. Но если отмести большую часть тех, кто нарисовал себе мечту и пашет в надежде её достичь, то останется малая часть которые пишут, ну мне так кажется, чтобы разговаривать с собой (но это не диагноз для дурки), а это люди которые пытаются услышать себя. А читатели очень тонко чувствуют. Они могут даже расплакаться читая рассказ или стихи потому, что они почувствуют как открылась душа. Так вот я думаю. что для людей важна та искренность, которая связана с душой другого человека, тогда он будет воспринимать его боль, как свою собственную. Талант мне кажется на этом и основан. Он не оглядывается на тенденции, на конъюнктуру, на тренды вообще. Он пишет о чём-то своём, он заточен только на своём восприятии. И если это интересно ещё кому-то он будет счастлив. И это не о достигаторстве речь, не о очередях за премию. Это о сути творчества, когда таланту (отметём всех остальных) по большому счёту всё равно как воспринимают другие его творчество, а он видит так - и это его ценность творчества. А признание - это дело десятое, если не сотое. Тут надо оговориться, что я не имею ввиду современные выставки эпатажного искусства. Эпатаж - это из другой немного области. Я говорю больше о разговоре с собственной душой всё же.)

    О себе трудно вспоминать. Но помню одно из первых стихотворений родилось на ходу по пути в школу. Возникло оно из внутреннего протеста. В детстве не любила шарфы. Как обычно, мне его завязывали перед выходом на улицу, а я его срывала выходя из подъезда:

    Утро
    Какое сегодня утро?
    Хрусткое, свежее, белое
    Люди идут, закутавшись,
    В теплое и заветное.
    А я иду, открыто
    Шарфик сняла назойливый.
    Дыши утро весело,
    Звени голосок беспокойный!
    Деревья - природные здания,
    Глядят на людей непонятных,
    Зачем им нужны шубы?!
    Ведь снег и воздух приятны!
    Давно заметили мудрые,
    Что дерево тоже дышит,
    Что душу имеет, голову,
    И тоже, наверное, слышит...
    Сегодня я это увидела,
    Своими слепыми глазами.
    Какое чудесное утро,
    Увидьте, попробуйте сами!


    Подростковые стихи в моём исполнении - это часто протестные стихи или размышления о несвободе, о желании уйти, убежать, скрыться. Потом я столкнулась с какой-то чёрной полосой и много ужасно чёрных стихотворений, с плохими мыслями. На этом детское творчество остановилось. Оно так и не перешло во взрослую жизнь, не переродилось во что-то светлое.  Ну вот такое было начало. А поражала дисгармония восприятия природы и восприятия законов человеческого общества. Сейчас вспомнила. У нас в шестом классе проводили игру Расскажи мне обо мне. Каждый мог написать о тебе, что он думает и эти записочки потом отдавали адресату. Смешно вспоминать, что было написано в записочках для меня. Но две запомнились. Одна: ты можешь больно ударить словом, и вторая: ты мне не так противна как я тебе. Я тогда поймала себя на чувстве, что я могу причинять боль, не задумываясь сильно. Это была какая-то точка роста что ли. Я помню эти две записочки.


  • Тëмо Ангелопулу , 21:56:04 05.12.2025
    • Соловьёва Виктория , 15:26:19 05.12.2025

      Добрый вечер, Тёмо!  Добрый вечер все!

      Думаю что все пишущие начинали…

    Вечер добрый, Виктория! Ну может вспомните какие-то ранние впечатления именно от искусства, от поэзии? Было ли что-то, что сильно поразило, что-то нездешнее, не от мира сего? Может быть, лезть с такими вопросами – тем более к людям пишущим – плохой тон, но и не обязательно на них отвечать публично или вообще, суть только в самих вопросах как в некой попытке или творческом эксперименте – докопаться внутри себя до того источника, откуда началось наше частное творчество. Может быть, это и поможет найти ответ на вопрос - для чего я пишу стихи? или - для чего я рисую? 

    Это ведь важный вопрос – а вдруг всё что я делаю в творчестве и что привык называть своим призванием – пустышка, хитрое самообольщение? Я вот и не могу пока сформулировать или даже точно понять и знать – для чего я пишу? 

    Помню первое сильное впечатление на меня произвела иллюстрация картины ван Гога в каком-то журнале. Ощущение какой-то непонятной болезненности, печали и, вместе с тем, тайны, ощущение что картина эта находится в неком своём живом состоянии, не от мира сего. 

    Картина называется Агостина Сегатори в кафе Тамбурин. 

    Но это всё было в студенческие времена, а до этого и не интересовался никаким творчеством, я так навсегда и остался новичком в творчестве и мне, наверное, ещё легко вспоминать) 

  • Добрый вечер, Тёмо!  Добрый вечер все!

    Думаю что все пишущие начинали писать когда-то давным-давно в детстве. Потом с разным перерывами возвращались к творчеству с новым багажом знаний, жизненного опыта, своих сформировавшихся воззрений. А поначалу, скорее всего это стихи или проза о себе, о своих личных переживаниях. Скорее писательство, как форма реабилитации, или даже психотерапии. Может быть проснувшееся восхищение миром, осознание себя не центром вселенной, а малой частицей... Позднее - возможно период накопления знаний в интересующей области в прозе или поэзии, базовые знания, ступени роста. И вот мы здесь) Конечно, много искренности в самом начале. Как кто-то верно заметил, что первая книга пишется собственной кровью. )