Тема: Поэт Дмитрий Гаричев

Опубликовал: Гонохов Игорь | 20:59:21 06.07.2025

Приветствую всех кто меня читает!

 

Предлагаю обсудить известного в литературной среде, обласканного критиками и автора многочисленных публикаций в литературных журналах. Дмитрия Гаричева. Почему именно его? Я мог бы сказать, что его стихи квинтэссенция современности и прочую чепуху с терминами. Но достаточно сказать: одни считают что его стихи чистейшая графомания, другие - новое слово в современной поэзии. Одни ругают на чём свет стоит, другие восхваляют. Мне бы не хотелось сильных эмоций при обсуждении. Я знаю, поэт эмоциональное существо, но всё же. Мне хотелось бы спокойного, сдержанного объективного мнения. Мне самому интересно как читатель воспримет. К тому же Дмитрий мой земляк (к делу не относится, но хотелось сказать).


Вот пара его стихов


стихи для и.с.

слава сенная, хлопчатая, русская голубая

стынет на поручнях, машет в просевшем дожде,

кувыркается униже́нно, вот привалилась

в парке придушенном, у цементной воды


действует в рощах совсем уже отдалённых:

даже и сам спалившийся комендант

не всегда уловляет хотя бы что волоконце

вечером проверяя пустой рукав


новых учебников мало, и школьники пишут

всё что попало им, что его война —

выходка реконструктора-подорванца,

оперная фантазия трудовика


или как в ярославле на автовокзале

некий паломник в камуфляжных штанах

просит билет до романова-борисоглебска,

не жалея кассиршу, которая х…й поймёт


что же, думает комендант, но в таком блаженном

больше правды, чем в вас вместе взятых, кто позабыл

о земле, на которой большевики написали

новые имена, как мочой на снегу


если что и воздвигнется здесь, то из этих странных,

повторяет он, уже склоняясь ко сну,

и лицо его гаснет как облако, и проходят

медленно перед ним, как в прощальный раз


русские перелески, русские псарни,

русские люки, русские гаражи,

русский цветмет, русский жерех, русская плинфа,

русские яблоки, русская громкая связь


раньше цыган небесный донецк покидают

бестолочь скоропадского, палачи

группы юг, и последние крысы его подвалов

содрогаются от предчувствия, кто грядёт


А.

перед сном говорили о крысах и саранче.

ты никак не сдавалась, напрашивалась: ещё

расскажи про опасных животных, и я наконец

рассказал, как китайцы сломили своих воробьёв.


разумеется, с этим я слишком не угадал:

возмущённая, ты готова была тотча́с

обернуться драконом, чтобы лететь за амур

и казнить всех причастных, я еле тебя сдержал.


как обычно, ты быстро забыла и улеглась,

но пока я ещё говорил

про столетний голод, про трудный китайский хлеб,

я догадывался, что всё это ни о чём.


что вообще может как-нибудь выстоять перед твоей

правотой, подбирающей слизняков из листвы

и дающей им американские имена,

потому что без имени как мы узнаем их?


лёжа с тобой в темноте, я же слышу, как

выбравшие сгореть тибетцы, уйгуры в их лагерях,

пограничники, павшие на ненужной земле,

ждут, что ты скажешь, верят в тебя как никто.


пара ссылок на подборки

dzen.ru/a/YD5xUo2mN1evA1e5

www.netslova.ru/garichev/pr2019.html

Ответы 43

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить ответ.

  • Гонохов Игорь , 16:18:38 09.07.2025
    • даша doorway , 15:47:11 09.07.2025

      на мой взгляд – точно не графоман. 

      мироощущение авторское очень интересно.…

    У Дмитрия всё как бы про войну, но войну не как бой, а как работу: тяжелую, опасную, пыльную и грязную.

  • Гонохов Игорь , 16:14:44 09.07.2025
    • Тищенко Михаил , 12:13:51 08.07.2025

      Хорошо сказано, Игорь, хотя по своей сути твой комментарий -…

    Когда-то весь мир был за гранью культуры. А была ли культура тогда? Была как невоплощённая возможность, но всё что есть имеет возможность воплотиться, даже то что сейчас за гранью. Нашёлся бы человек.

  • даша doorway , 15:47:11 09.07.2025

    на мой взгляд – точно не графоман. 

    мироощущение авторское очень интересно. чем-то напоминает прозу Пелевина. но образы не такие "яркие", фантасмагорические. завалявшиеся в городской пыли, так сказать)

  • Гонохов Игорь , 13:20:35 08.07.2025

    Может ещё кто заглянет

  • Тищенко Михаил , 12:13:51 08.07.2025
    • Гонохов Игорь , 20:12:30 07.07.2025

      Но он сложностью и разъясняет, точнее иллюстрирует, и не такая…

    Хорошо сказано, Игорь, хотя по своей сути твой комментарий - оксюморон: можно ли поэтизороватьтерриторию, если она за гранью культуры?

    Можно, наверное, найти в ней поэтический образ, и не один...

    С Высоцким все, думаю, иначе: без музыки и видео-ряда вряд ли бы его стихи пользовались такой популярностью. Он подарил безхребетной социалистической культуре образ творческого мужика-альфа, который говорит о том, о чем другие молчат... Думаю, это не столько поэтическое явление, сколько социально-художественное.

  • Гонохов Игорь , 20:12:30 07.07.2025
    • Мялин Владимир Евгеньевич , 19:19:38 07.07.2025

      Если поэзию  в стихотворении надо отыскивать, то зачем такое стихотворение?

      Поэт…

    Но он сложностью и разъясняет, точнее иллюстрирует, и не такая уж у него сложность, лучшие стихи вполне прозрачны.  Высоцкого поэтом в своё время не считали, не только зато что он не был виртуозен как Евтушенко, а за то, что он поэтизировал язык подворотен и тюрем. Собственно Гаричев и поэтизировал язык и территорию за гранью нищеты и культуры.

  • Если поэзию  в стихотворении надо отыскивать, то зачем такое стихотворение?

    Поэт даже сложностью своей разъясняет, а не наоборот.

  • Алисов Владимир , 17:11:33 07.07.2025
    • Гонохов Игорь , 17:01:14 07.07.2025

      Владимир, читая этот безусловно отличный текст приходит на память Заболоцкий…

    Поплавский мне тоже здесь совсем не вспоминался. Хотя влияния могут проявляться неуловимо и неожиданно.

  • Гонохов Игорь , 17:02:10 07.07.2025
    • Тищенко Михаил , 16:36:28 07.07.2025

      Это не вопрос важности, это вопрос  принадлежности: ощущает ли себя…

    Михаил благодарю за подробные комментарии к стихам Гаричева. 

  • Гонохов Игорь , 17:01:14 07.07.2025
    • Алисов Владимир , 16:28:07 07.07.2025

      Опять же, восприятие всегда субъективно. И относительно ЛГ - не…

    Владимир, читая этот безусловно отличный текст приходит на память Заболоцкий с его натурфилософией. А вот читая Гаричева даже не знаю кто приходит на ум, сам он говорит, что отталкивался от Бориса Поплавского. Ну, разве только в мрачности восприятия мира они пересекаются., а так я Поплавского совсем иначе представлял.

  • Тищенко Михаил , 16:36:28 07.07.2025
    • Алисов Владимир , 16:28:07 07.07.2025

      Опять же, восприятие всегда субъективно. И относительно ЛГ - не…

    Это не вопрос важности, это вопрос  принадлежности: ощущает ли себя человек отдельной личностью или частью стаи.

    Еременко, очевидно, ощущал себя отдельно, вне зависимости от степени таланта или даже идеалов своего времени, когда это было, казалось, труднее, чем сейчас.

  • Алисов Владимир , 16:28:07 07.07.2025
    • Тищенко Михаил , 16:13:56 07.07.2025

      да, я оговорился, конечно, Еременко.

      Как я теперь вижу, стихи Гарчева…

    Опять же, восприятие всегда субъективно. И относительно ЛГ - не думаю, что у Ерёменко это самое важное. Вот одно из самых известных стихотворений Ерёменко - здесь вообще трудно рационально высказаться, о чём этот стих. Между тем стихотворение сильное и для него характерное:

    В густых металлургических лесах,
    где шел процесс созданья хлорофилла,
    сорвался лист. Уж осень наступила
    в густых металлургических лесах.

    Там до весны завязли в небесах
    и бензовоз и мушка дрозофила.
    Их жмет по равнодействующей сила,
    они застряли в сплющенных часах.

    Последний филин сломан и распилен.
    И, кнопкой канцелярскою пришпилен
    к осенней ветке книзу головой,

    висит и размышляет головой:
    зачем в него с такой ужасной силой
    вмонтирован бинокль полевой.

  • Тищенко Михаил , 16:19:50 07.07.2025
    • Гонохов Игорь , 14:29:42 07.07.2025

      Вот ещё мне показалось интересным. Даже не как стихотворение, а…

    да, как зарисовка - интересно, а как стихотворение - сырой набросок...

    Знаешь,  Игорь, по-моему главное в стихотворение - это внутренняя гармония, куда читатель может войти, как в "домик" и выйти из своих склок и проблем найти источник силы, радости, катарсис  в мире поэзии.

    А здесь нас затаскивают в общие и частные психологические капканы. А нужно ли мне это? Не уверен..

    Хотя я готов предположить, что есть люди, которые чувствуют похоже и для которых ощущение, что они не одни такие, дает силу, энергию и тот самый катарсис, который я, например, ищу совсем в другом.

    Иными словами - понятно, почему для одних этот автор - большой поэт, а для других - наоборот.

    Тут, мне кажется, лучше следовать за мудростью природы: все в ней полезно и чему-то служит.

    Зачем искать единственно правильный ответ?

    Пусть каждый выбирает свои ориентиры.

  • Тищенко Михаил , 16:13:56 07.07.2025
    • Алисов Владимир , 14:15:34 07.07.2025

      Миша, это был стих Ерёменко. Однако я бы не сказал,…

    да, я оговорился, конечно, Еременко.

    Как я теперь вижу, стихи Гарчева не хуже, а как по мне - так и интересней, чем стихи Еременко.

    (Но не первые два, опубликованные в теме, которые, на мой вкус, никакие)

    Хотя у Еременко ЛГ - отдельная, личность, а у Гаричева - это скорее "мы"... 

    Разумеется, такое "мы" имеет место быть.,да еще как, но вот, сомневаюсь, что это полноценная поэзия, по крайней мере то, чем поэзия является для меня

    Хотя поимаячто такое "мы" может даже порой захватывать, как наркотик...

    Всех, кто не дорос до сомосознания личнотного "я"

  • Тищенко Михаил , 16:13:54 07.07.2025
    • Алисов Владимир , 14:15:34 07.07.2025

      Миша, это был стих Ерёменко. Однако я бы не сказал,…

    да, я оговорился, конечно, Еременко.

    Как я теперь вижу, стихи Гарчева не хуже, а как по мне - так и интересней, чем стихи Еременко.

    (Но не первые два, опубликованные в теме, которые, на мой вкус, никакие)

    Хотя у Еременко есть Лг - отдельная, личность, а у Гаричева - это скорее "мы"... 

    Разумеется, такое "мы" имеет место быть.,да еще как, но вот, сомневаюсь, что это полноценная поэзия, по крайней мере то, чем поэзия является для меня

    Хотя поимаячто такое "мы" может даже порой захватывать, как наркотик...

    Всех, кто не дорос до сомосознания личнотного "я"

  • Тищенко Михаил , 16:13:52 07.07.2025
    • Алисов Владимир , 14:15:34 07.07.2025

      Миша, это был стих Ерёменко. Однако я бы не сказал,…

    да, я оговорился, конечно, Еременко.

    Как я теперь вижу, стихи Гарчева не хуже, а как по мне - так и интересней, чем стихи Еременко.

    (Но не первые два, опубликованные в теме, которые, на мой вкус, никакие)

    Хотя у Еременко есть Лг - отдельная, личность, а у Гаричева - это скорее "мы"... 

    Разумеется, такое "мы" имеет место быть.,да еще как, но вот, сомневаюсь, что это полноценная поэзия, по крайней мере то, чем поэзия является для меня

    Хотя поимаячто такое "мы" может даже порой захватывать, как наркотик...

    Всех, кто не дорос до сомосознания личнотного "я"

  • Тищенко Михаил , 15:57:09 07.07.2025
    • Гонохов Игорь , 11:36:40 07.07.2025

      * * *

      но остаёшься больше, чем считал разрешено,

      хотя б и…

    этот текст - хорошее подтверждение моего предыдущего комментария.

  • Тищенко Михаил , 15:55:26 07.07.2025
    • Гонохов Игорь , 11:34:20 07.07.2025

      скажешь, жили в золе, и обида скреблась под кроватью,

      но тогда…

    здесь интересное сплетение поэтического и социального, все с той де выворачивающей  душу интонацией нытья, проникающего в сознание...

    Мне кажется, это не поэзия личности, это поэзия социального слоя, некоей общности, поэзия в которой нет я, а есть суррогат страдающего  обобщенного человека... Одновременно страдающего, и "торчащего" от своих страданий

    Здесь есть и работа с языком и своеобразная поэтика, и сила воздействия, и исторический срез...

    А вот поэзии - как красоты и откровения, проступающих сквозь бытовые реалии, здесь нет. Может, она не знакомы многим сегодня? В том числе и поэтам?

  • Тищенко Михаил , 15:43:43 07.07.2025
    • Гонохов Игорь , 11:32:05 07.07.2025

      воспоминание


      пока ещё был август за столом

      и на земле всё тяжелело,

      в…

    а вот это - любимая сегодняшняя тема, жалостливая, о том, как ЛГ несчастен в мире, к нему недобром.

    Но тест сделан талантливым автором, который своим нытьем прямо влезает в душу к читателю.

    Здесь есть и язык, и поэтика, и воздействие.

    Но я бы от такого воздействия держался подальше...

  • Тищенко Михаил , 15:37:49 07.07.2025
    • Гонохов Игорь , 11:29:12 07.07.2025

      ***

      пока их долго не везли, на чёрный лёд ещё стяжавший

      что…

    Эти тексты, особенно последний, - совсем другое дело: в последнем много чувства, страдания и очень всегда болезненная и актуальная тема отцов и сыновей.

    В принципе много чувства и в первом тексте, несмотря на то, что его метафорический ряд достаточно типичен. Первое стихотворение достаточно шаблонное, а вот второе, на мой вкус, очень удачное - социальное, личное и общечеловеческое в нем удачно взаимодействуют друг с другом.

    Плюс - хороший язык и поэтика - своеобразная, но работающая.


  • Тищенко Михаил , 14:37:19 07.07.2025
    • Гонохов Игорь , 12:51:58 07.07.2025

       это стих АЛЕКСАНДРА ЕРЁМЕНКО


      остальные выставленные Дмитрия Гаричева


       А не вот это…

    что касается этого стихотворения Еременко, основное чувство здесь, я думаю, клоунада, именно поэтому он начинает с перепева Блоковской незнакомки, но постепенно из стеба рождается чувство, сочувствие, хотя стих и заканчивается опять буффонадой.

    В общем, думаю, это хорошая анти-поэзия, играющая со смыслами и привычными образами, сделанная хорошим языком и со вкусом.

    Наибольшая хохма, что эти стихи получили премию Пастернака - поэта, который никогда не играл ни с чувствами, ни с классическими образцами, их выражающими. Но надо помнить, в какие времена это писалось, другого тогда, думаю, и быть не могло по многим причинам, а вот стеб - процветал.

    Но здесь есть и мастерство, и поэтика, и воздействие на читателя.


    Опять подчеркну, что это только мое частное мнение))

  • Гонохов Игорь , 14:29:42 07.07.2025

    Вот ещё мне показалось интересным. Даже не как стихотворение, а как глубокая психологическая зарисовка


    ***

    так давно, когда я ещё отвечал на звонки с чужих городских,

    состоялся наш единственный разговор:


    собирался очередной межрайонный том,

    и ответственный за ногинск инвалид

    нагрузил тебя разузнать, интересно ли мне.


    я замялся, ты продиктовала мне телефон,

    я не стал набирать его; инвалид, говорят, был взбешён,

    и меня мучил страх, что он тебе навредит.


    но ты всё выходила в свой вечерний эфир,

    по всей видимости, с тобой всё было хорошо.


    все, кто только могли, заявились к тебе за стол,

    чтобы ответить в концовке на коронный вопрос,

    почему искусство поэзии требует слов.


    в паузах между этими интервью

    ты выкладывала стихи.

    мы с женой приходили читать вдвоём:


    "на ужин ты хочешь голень,

    а голень тебя не хочет.

    голень хочет быть птицей,

    гуляя средь сочных трав."


    через несколько лет ты заделала свой журнал,

    свой creative writing-кружок,

    на твои вечера добираются из других городов,

    тебе верят здесь как немного кому ещё.


    когда ты выводишь своих учениц почитать для всех остальных,

    земляная тяжесть сковывает мой живот.


    я заглядываю к тебе на страницу вк

    чаще, чем к человеку, который меня любил.

    у тебя получилось, о чём я мечтал щенком:

    жить без лишней оглядки, так,

    словно нет никакой москвы, никакой войны,

    ни журнала воздух, ни премии АТД,

    тебе в голову не придёт сказать о себе

    "авторка" или заслаться на полутона.

    ты не знаешь по-настоящему страшных людей:

    имена "игорь бобырев", "александр скидан"

    ничего тебе не говорят.


    кажется, ты свободнее всех живых,

    только я один и не могу тебя отпустить.


  • Алисов Владимир , 14:15:34 07.07.2025
    • Тищенко Михаил , 12:31:58 07.07.2025

      Игорь, я так понимаю, что ты говоришь вообще о поэтике…

    Миша, это был стих Ерёменко. Однако я бы не сказал, что Гаричев выглядит очень уж слабо, хотя бы и на фоне Ерёменко.

  • Алисов Владимир , 14:12:55 07.07.2025
    • Гонохов Игорь , 11:18:47 07.07.2025

      Владимир тут я отчасти соглашусь с Михаилом и отчасти с…

    Дело в том, что Гаричева и не стоит воспринимать напрямую эмоционально или слишком серьёзно. У него своего рода поток метафорических образов, такие словесные клипы...

  • Тищенко Михаил , 13:46:21 07.07.2025
    • Гонохов Игорь , 12:51:58 07.07.2025

       это стих АЛЕКСАНДРА ЕРЁМЕНКО


      остальные выставленные Дмитрия Гаричева


       А не вот это…

    Игорь,

    я убрал пустоты в твоих старых комментариях, а за новыми - следи, пта.

    Извини за мои случайные переходы на вы.

    Я здесь всего с несколлькими человеками на ты и иногда. отвечая быстро и подпряд, я автоматом следую общей тенденции и промахиваюсь. 

    Не обращай внимание, пта, я исправлюсь))

    Новые, приведенные тобой  стихи Гаричева я посмотрюсегодня вечером...

  • Гонохов Игорь , 12:51:58 07.07.2025

     это стих АЛЕКСАНДРА ЕРЁМЕНКО


    остальные выставленные Дмитрия Гаричева


     А не вот это ли Владимир выставлял стихотворение или я ошибаюсь? Это Ерёменко


    "Туда, где роща корабельная

    лежит и смотрит, как живая,

    выходит девочка дебильная,

    по желтой насыпи гуляет.


    Ее, для глаза незаметная,

    непреднамеренно хипповая,

    свисает сумка с инструментами,

    в которой дрель, уже не новая.


    И вот, как будто полоумная

    (хотя вообще она — дебильная)

    она по болтикам поломанным

    проводит стершимся напильником.


    Чего ты ищешь в окружающем

    металлоломе, как приматая,

    ключи вытаскиваешь ржавые,

    лопатой бьешь по трансформатору?


    Ей очень трудно нагибаться,

    она к болту на 28

    подносит ключ на 18,

    хотя никто ее не просит.


    Ее такое время косит,

    в нее вошли такие бесы…

    Она обед с собой приносит,

    а то и вовсе без обеда.


    Вокруг нее свистит природа

    и электрические приводы.

    Она имеет два привода

    за кражу дросселя и провода.


    Ее один грызет вопрос,

    она не хочет раздвоиться —

    то в стрелку может превратиться,

    то в маневровый паровоз.


    Ее мы видим здесь и там,

    и, никакая не лазутчица,

    она шагает по путям,

    она всю жизнь готова мучиться,


    но не допустит, чтоб навек

    в осадок выпали, как сода,

    непросвещенная природа

    и возмущенный человек!"


    Да, пустые пространства попробую убирать


  • Тищенко Михаил , 12:31:58 07.07.2025
    • Гонохов Игорь , 11:18:47 07.07.2025

      Владимир тут я отчасти соглашусь с Михаилом и отчасти с…

    Игорь, я так понимаю, что ты говоришь вообще о поэтике Гаричева, а не о текстах, выставленных в теме? Потому что в этих текстах я не вижу ничего из того. о чем вы пишите.

    Жаль, Володя  Алисов убрал стих Еременко.  Если его сравнивать с данными текстами, разница  - как между Пушкиным и Сумароковым (хотя Парщиков, конечно, не Пушкин)))

    Игорь, 

    убирай, пта, пустое пространство в конце ваших тем и комментариев, мы сделаем так, что это будет автоматически, но пока это не сделано...

    • Гонохов Игорь , 11:04:16 07.07.2025

      Нет, Надежда стихи написанные ИИ прямая противоположность, они с чётким…

    Может быть, платная версия и выгладит, а от бесплатки всего можно ожидать ))

     

  • Тищенко Михаил , 12:24:56 07.07.2025
    • Алисов Владимир , 03:33:16 07.07.2025

      Миша, я не вижу особого смысла спорить о стихах Гаричева…

    Володя,

    я не сужу теоретически.

    Игорь попросил высказать свое мнение, я это сделал.

    Причем не о поэте и вообще о его стихах, а конкретно об эти двух текстах.

    И обосновал сове мнение, не претендуя ни на его правильность, ни на спор.

  • Гонохов Игорь , 11:36:40 07.07.2025

    * * *

    но остаёшься больше, чем считал разрешено,

    хотя б и воткнуто совсем и речи лишено:

    неинтересная руда, зализанный бетон

    трибун на берегу пруда, на дне его спитом.


    что здесь послышится тому, кто простоять готов:

    хиты уродские в дыму угашенных годов,

    пневматики сухая плеть и голоса собак,

    сто лет зарытых, но истлеть не могущих никак.


    мы знали столько нелюбви, что всем твоим огнём

    кого другого удиви, а мы устали в нём.

    все наши жалобы пятно под чёрным языком,

    все наши праздники давно один могильный ком.


    вмурованные в летний пруд, мы долго ждём когда

    нас никуда не заберут без вспышки и следа.

    в любой протёчине рябой, оплавленной черте

    мы принимаем этот бой, и остальные те.

  • Гонохов Игорь , 11:34:20 07.07.2025

    скажешь, жили в золе, и обида скреблась под кроватью,

    но тогда же из всех на земле мы любили мазаеву катю.


    что они здесь взялись беглецами из ленинабада -

    мы бы не доскреблись никогда, но сама была рада,


    проницая подряд на бетоне рассевшихся тёртом,

    рассказать, как снаряд занырнул в их окно на четвёртом,


    как лежал, затаившись жуком, смертию одеянный.

    и они собрались с кошельком, и ушли с согдианы


    к нашим выломанным текстилям, вытекавшим красильням,

    незавидным полям, тополям синеватым бессильным.


    мы носили её на себе с этажа на этаж неделимо

    слушать вместе любэ, остальное проматывать мимо.


    но война не кончалась нигде, и ещё прибывали

    с приднестровья, чечни и т.д. эшелоны напуганной швали.


    их же дети, трави не трави, занимали свободные парты,

    озирались и тоже хотели любви, пониманья, расплаты.


    так что раз, исступясь без говна на большой перемене,

    уронили её из окна на бетон у сирени.


    не нашлось, кто б спустился туда; слишком незабываемо, боже.

    мы оставили всё там тогда, не притронувшись больше.


    и подумать нелепо с тех пор, что её не хватило

    заложить коридор для взыскующих лучшего тыла,


    чтобы вытоптать сад наш донецких, сирийских и адских.

    убирайтесь назад, подмосковье для ленинабадских.

  • Гонохов Игорь , 11:32:05 07.07.2025

    воспоминание


    пока ещё был август за столом

    и на земле всё тяжелело,

    в том доме, где спала моя семья,

    один и тот же слизень по ночам

    являлся под рукой мне. ростом в четверть,

    медноголовый, он совсем едва

    качал рогами, телом же нисколько

    не подвигался впредь на простыне,

    как будто бы всего ему хватало

    и некуда спешить. два первых раза

    я руку отнимал, но дальше не умел

    ни спрыгнуть, ни спиною повернуться,

    не чувствуя в себе обычной связи,

    и так лежал без мыслей ни о чём

    и засыпал в поту. два первых дня

    я через силу говорил с родными

    о посетителе своём, и слышал

    от них всё одинаково, что я

    не холоден и не горяч, а тёпл

    как прелый лист во всём ему знакомый

    и так же неспособный к бегству. с тем

    я проходил оставшееся время

    на отвлечённой местности, пока что

    дневная ось не прогорала в поле,

    до жгущего истёршись волоска.


    ночь вырастала у меня во рту

    как яблоко, и что я мог сказать,

    уже в своём лице подозревая

    нарушенность и крови сладковатость

    или щекой проваливаясь всей

    к себе же в расслоённое предплечье.

    на третий раз всё было как всегда:

    рога вращались скупо, остальное

    держалось без движенья, как всегда.

    родные спали крепко, далеко.

    в распахнутом саду кивала прелесть

    и все деревья выше и честней

    вытягивали горла, и тогда

    я сел и встал, забрал свою одежду

    и вышел прочь из дома, в сад и дальше,

    за вешала и задние дворы

    на чистое жнивьё, один как призывник.

    отсюда можно было выбирать

    любое направленье. шелуха

    кралась в ногах, и близящихся звёзд

    молочная взмокала толкотня.

    но медлить было некогда, и здесь же

    я продолжал, что начато. я шёл

    за зерноток, за дикие купальни

    и силосные крепости, и дальше

    за оба кладбища. я шёл так долго,

    как может только тот, кто прав и твёрд,

    и этой утверждённой правоте

    не хочется ни имени, ни дома.


    напишем так, что лучшее сбылось.

    все новости погашены подавно,

    дороги спутаны, и ни о чём

    нет ясности в траве и на камнях.

    вводи войска, никто меня не сдаст.

    никто не скажет, как меня зовут

    и где мой адрес в этой ровной тьме.

    пусть доносящиеся голоса

    как поезда, идут на юг и дальше. 

  • Гонохов Игорь , 11:29:12 07.07.2025

    ***

    пока их долго не везли, на чёрный лёд ещё стяжавший

    что сохранялось от земли, вставал наш ставленник нижайший


    в одном рванье и без сапог, чтобы терпел и нас окликнул,

    так не проспавшихся с каникул, вскочить от парт в один хлопок


    к окну как будто всей страной и увидать из рамы тряской,

    как под оплёванной повязкой их поезд двинется срамной


    вниз головой ко всем слизя́м дулёвским, гноищам уршельским,

    куда живым попасть нельзя, но было встретиться уже с кем


    когда б из этого бралась хотя бы на полпальца радость,

    она бы согревала нас, но никогда не набиралось


    все эти русские тела, как ни гнети, куда ни падай,

    придуманы не для тепла, и нам самим давно не надо


    П.

    я свыкаюсь, наверное: вот ещё несколько игр

    под каким-нибудь флагом, два-три самолёта

    недопонятых, несколько драк

    ковалёва/хабиба, уже залипая, и, папа,

    я останусь один наблюдать, как в коробке у нас

    подмокают республики выкидышные, хватаясь

    за периметр, не видя без глаз,

    что ты больше не смотришь.


    до пятнадцати лет эта связь не читалась: когда

    наших вешали в грозном, ломали в подъездах

    так, что было уже не собрать,

    каждый сам за себя ужасался и оба не знали,

    как же произнести, и когда даже корчился «курск»,

    мы тонули с ним поодиночке, но я, наглядевшись,

    как сжимаешься ты в пиджаке,

    тоже начал сжиматься.


    дом стоял за больницами, яблони вязли в пыли.

    в сентябре раздавалось какое-то слово,

    и ладонь обращалась в стекло:

    положась головой, можно было услышать, как бьётся

    и всё не задыхается мяч, как свистят на пруду,

    как стреляют на дачах, как дети поют в подземелье,

    как ты смотришь своё нтв,

    а потом выключаешь.


    я был выродком в школе, но так никогда не сумел

    впечатлить тебя, и от обиды на гимне

    пел «е…ливая наша страна»

    и «союз половой», но уже оставалось немного:

    на второй день «норд-оста» я понял в каком-то бреду,

    что теперь нам с тобой наконец одинаково страшно,

    словно в креслах соседних вдвоём

    под скалой из пластита.


    это так накрывало, сочилось бегущей строкой,

    что в последнюю ночь перед штурмом, сливаясь

    ненадолго уснуть, я хотел

    чтобы утро, когда избавители вынесут пленных

    в плотном облаке газовом, не наставало совсем:

    лечь в постель и проснуться опять накануне, проверить,

    что там в выпуске, снова уснуть

    и проснуться всё там же.


    все, кого я любил, не любили тебя, и в москве

    мы с друзьями держались как можно прозрачней,

    птичья ртуть, удивлённая пыль.

    на бесплатных прогулках вдоль яузы мне говорили,

    что ты мог бы помочь мне и бо́льшим, но я не вникал,

    я был зол и влюблён, и введенское серое солнце

    согревало нас так, чтобы мы

    лучше грели друг друга.


    позже клаве приснилось, как ты, сократившись, живёшь

    на её подоконнике будто бы голубь,

    но с обычным усталым лицом,

    плохо ешь, не пугаешься кошки; я долго смеялся,

    и тогда догадался, что ты отпускаешь меня,

    я не должен тебе ничего, чего сам не хотел бы,

    я могу ненавидеть тебя,

    но к чему это, папа.


    ещё несколько игр, говорю я, и это пройдёт.

    вспомнят многое, будет чудовищно тошно

    за одним находиться столом,

    разбирая твои косяки, что никто не поверит,

    как мы шли через принадлежащий траве стадион,

    обливались прокушенным соком, и ты называл мне

    восхитительные имена:

    лютик, пижма, душица.

  • Гонохов Игорь , 11:20:38 07.07.2025
    • Тищенко Михаил , 00:50:28 07.07.2025

      Прежде, чем судить что-либо, лучше договориться сначала о критериях.

      И я…

    Не совсем согласен Михаил. Я там Владимиру Алисову написал на его и на ваше мнение.

    Поищу-ка я и выставлю ещё несколько стихов.

  • Гонохов Игорь , 11:18:47 07.07.2025
    • Алисов Владимир , 03:33:16 07.07.2025

      Миша, я не вижу особого смысла спорить о стихах Гаричева…

    Владимир тут я отчасти соглашусь с Михаилом и отчасти с тобой. С Михаилом в том, что спектр эмоций, чувств сужен,  но они не примитивны, как и поэтика. Гамма чувств у Гаричева имеет крен в мрачную сторону и это приобретает черты некого фанатизма. Это и смутило меня и появилось двоякое чувство от прочтения стихов Дмитрия.  Если предположим такой автор, как Эдгар По  был не менее мрачен, но он был и трагичен  в его мрачности присутствовали  яркие краски, была и надежда и светлая грусть. Или Бродский если несколько сер в своих эмоциях то у него и ирония и та же надежда и юмор и и религиозность и вера.  У Гаричева спектр по уже хотя может я ещё мало читал , потому что в стихотворении про отца там есть светлые эмоции. 

    Стихотворение Ерёменко мне знакомо. Оно замечательно эмоций там море разливанное и плещут они через край.

  • Гонохов Игорь , 11:04:16 07.07.2025
    • Давыденко (Велисевич) Надежда , 09:38:47 07.07.2025
      Ну, не знаю... Как будто ИИ поработал с набором слов…

    Нет, Надежда стихи написанные ИИ прямая противоположность, они с чётким ритмом, точными рифмами, традиционными образами, и вообще  выверены и приглажены. ИИ считать умеет.

  • Ну, не знаю... Как будто ИИ поработал с набором слов и выдал в итоге то, что видим ) Хотя второе - более-менее... 
  • Алисов Владимир , 03:33:16 07.07.2025
    • Тищенко Михаил , 00:50:28 07.07.2025

      Прежде, чем судить что-либо, лучше договориться сначала о критериях.

      И я…

    Миша, я не вижу особого смысла спорить о стихах Гаричева теоретически. Решать всё равно будут собственные вкусы. Думаю, что кому нравится метареализм наподобие Ерёменко, тому и Гаричев понравится. Людей же более традиционных вкусов он не привлечёт. Вот и Надежда Давыденко (Велисевич) отозвалась, что здесь "как будто ИИ поработал". Ну, ты знаешь например стихи Ирмы Гендернис. Сильный она поэт? Да. Но о её стихах бывает тоже отзываются, что это "бредовый набор слов и бессмыслица". Хотя действительно, данные два стиха у Гаричева видимо не из самых лучших.
    Другие его стихи более впечатляют, меня во всяком случае. 

  • Тищенко Михаил , 00:50:28 07.07.2025

    Прежде, чем судить что-либо, лучше договориться сначала о критериях.

    И я не готов судить по подборкам - только по конкретным текстам, в частности - по этим двум.

    Предлагаю следующие критерии:

    1. Язык (чистота, отсутствие клише и неуклюжестей,  не говоря уже об ошибках)

    2. Поэтика (образность. ритм, рифма, тропы)

    3. Передаваемые чувства или мысли

    4. Актуальность (по отношению ко вневременным ценностям, эпохе или современному моменту)

    5 Сила воздействия на читателя (включая глубокое впечатление или мимолетный эффкект)


    Исходя их этих критериев, в данных двух текстах:

    1. Язык - без ошибок, со своеобразными употреблениями некоторых слов - вероятно, специально. В принципе, хороший уровнь

    2. Поэтика - примитивная, на грани своего отсутствия

    3. Чувства - так себе, на уровне разговоров в троллейбусе или на лестничной площадке

    4. Актуальность - просматриваются намеки на современную ситуацию

    5. На меня эти тексты произвели скорее отрицательное впечатление - много слов, мало чувства и поэзия отсутствует.


    Подчеркну, что сужу только эти два стиха. Возможно, у автора есть лучше. 

    Замечу, что я в своей жизни видел несколько талантливых авторов, которые, стараясь найти свой язык и пытаясь звучать современно и модно, и талант погубили, и ничего интересного не сделали. Хотя и считалось, что они нашли свой стиль... Может быть, и в этих двух текстах автор переусердствовал, угождая общественному мнению, и у него есть другие, замечательные тексты.

    Игорь, 

    если есть интерес, вытаскивайте сюда другие тексты, обсудим.

  • Алисов Владимир , 00:12:25 07.07.2025
    • Гонохов Игорь , 23:52:31 06.07.2025

      Ну, на Парщикова и тем более Жданова точно не похож.

    Мне напомнило ранние стихи Арабова и Ерёменко.

  • Гонохов Игорь , 23:52:31 06.07.2025
    • Алисов Владимир , 21:07:50 06.07.2025

      Мне это показалось похоже на второе пришествие метаметафористов, которые появились…

    Ну, на Парщикова и тем более Жданова точно не похож.

  • Гонохов Игорь , 21:15:46 06.07.2025
    Мне интересны стихи Гаричева, но ощущение двоякое. Хотелось бы знать мнение других авторов. Думаю здесь есть, что высказать.
  • Алисов Владимир , 21:07:50 06.07.2025

    Мне это показалось похоже на второе пришествие метаметафористов, которые появились во время моей молодости.
    Приведённые два стиха не очень понравились, но подборка по ссылке более сильная, вполне достойно.