В прошлом году мы с женой вместе слетали на Эмигрантскую лиру – в Бельгию и Париж. С тех пор у нас - десятки новых общих друзей на Facebook. «Ты, знаешь» - как-то она сказала - «А ведь вы пишете друг для друга, и вам совсем не нужны читатели» …
В самом деле, мы превратились в полную противоположность поэтам 1960х, прокрикивавших свои стихи на стадионах. Для нас важна не толпа почитателей, а реакция нашей reference group - небольшого круга единомышленников. И публикации теперь это – не сколько тиражи в толстых журналах, сколько сам факт текстов на бумаге в изданиях, которые ценит наша reference group.
И участие в литературных ресурсах в сети это поиск - своей reference group. На больших сайтах сосуществует много таких групп. Sleepless это тоже целенаправленно формируемая группа единомышленников, которые готовы делиться текстами, общаться, а не высыпать на других в одностороннем порядке объёмы слов. Для количества опубликованных произведений и счётчиков читателей существуют stihi.ru. А для встреч с читателями даже у нас в Австралии существуют если не стадионы, то творческие площадки в кафе и community centres. И да, грешен, выступаю перед пенсионерами и по русскому радио.
Но тогда вопрос: нужны ли на сайте авторы, выливающие фонтаны текстов, но не участвующие в разговорах? На мой взгляд, не стоит затыкать фонтан, поскольку он рано или поздно либо уйдёт на отдых, либо иссякнет.
А как быть с приходящими на сайт авторами у, которых уже есть репутация фонтанов? Не вижу проблемы. Либо они приходят сюда, потому что им не хватает адекватного общения в других местах, либо… смотри предыдущий параграф.
Ответы 28
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить ответ.
Но идеи без их осуществления остаются только идеями, нам очень нужны люди, которые их будут осуществлять.
Во-первых, наверное, надо связаться с другими сайтами и конкурсами и начать участвовать в конкрусах. Для этого нужен кто-то, кто взял бы на себя ответственность за связь с другими сайтами и конкурсами.
Лина, Вы прекрасно знаете, я уверен, все эти конкурсы, но, как я понял, не любите общаться с официальными лицами. Может быть, Вам объединиться с Дариусом, у вас может получится прекрасный дуэт, в результате которого наш сайт будет хорошо представлен на сетевых конкурсах и вообще в сети.
Дариус, Лина, что скажете?
По организации конкурсов, Лина, тоже надо найти кого-то Вам в помощь, а жюри, функционирование, и все остальное мы организуем. Может, кто-то и сам вызовется придумывать их и разрабатывать идеи вместе с вами, доводя их до стадии реализации?
В одиночку трудно, вдвоем - веселее, да и редколлегия и редсовет помогут...
авторы с пустыми страницами - это еще и наследство , полученное от основателей портала. У нас не хватило пока времени, чтобы связаться с каждым из них, закрывать же эккаунты просто так, разумеется, неэтично и неразумно.
По поводу конкурсов и конкретики, я написал вам личное сообщение, посмотрите, п-та у себя в кабинете!
этот респект - всем авторам сайта. Я - только хранитель ключей хостинга и менеджер. Настоящие хозяева - мы все. И каждый из нас - важен и нужен для сайта!
Верные, золотые слова, Михаил! Сколько авторов, столько мнений о том,…
Юрий,
все-таки костер - это крайность. лучше - публиковать на сайте))
Кстати, поделюсь опытом: писать комментарии, преодолевая свою инертность, тоже интерсно, открываешь и в комментируемом стихе, и в себе самом новое...
Мне кажется, многие бояться общаться, с одной стороны, имея печальный опыт хамства и глупости, а с другой, - у нас у всех есть страх сделать ошибку, сказать что-то "неправильное". Этот страх пришел, думаю, со сталинских времен, он подознателен.... Самый банальный "например": сделаешь обычную опечатку, увидишь ее в опубликованном тексте, и ужас пронзает тело, как будто то там смертный приговор... Что кому в этот момент мерещится?
Верные, золотые слова, Михаил! Сколько авторов, столько мнений о том, стоит или не стоит делать предметом обсуждения свои опусы... Если свобода выбора не пустой звук, а это действительно так, то есть отклики или нет их - дело десятое! Бывают стихи - нравятся очень, а сказать о них по существу ничего не можешь , ибо душа с душою говорит, как звезда с звездою..."Есть рѣчи — значенье Темно иль ничтожно, Но имъ безъ волненья Внимать невозможно."
Ткнешь пальчем вверх, всплакнешь и пойдешь дальше!
Через сто лет сегодняшние спорщики канут в Лету, но это, опять же, вещь априорная... "Мы все уходим понемногу..."... Что ни автор, то гений, только два недостатка: красота и скромность... Друг у меня есть, - француз, пишущий на русском языке, - Жорж де Гаден, публикующий свои гениальные стихи весьма своеобразно: выходит в сад над озером, разжигает костер, читает громко, только что написанные стихи, взгляд устремив к звездам, крест накрест разрывает лист, и бросает в огонь... Спрашиваю: "Зачем это?.." Вещь, мол, значительная!.. Улыбаясь, говорит: " Не люблю суеты. Рожденная мысль, в живой Вселенной не пропадает. Тем более, что все настоящее, то бишь все сущее вне Сущего не существует. Если эти стихи, которые я только что "опубликовал", кто-то, более нуждающийся в них, подберет, и откроет, как закон всемирного тяготения, я буду только счастлив"... Вот такие пироги, дамы и господа!
Думаю, что
поднятая Геннадием Казакевичем тема, несмотря на…
Игорь,
читатель найдется, уверяю Вас!
Во-первых, как я уже писал, у нас, без всякой рекламы, каждую неделю увеличение количества поиска сайта и выход на него - новых читателей! - составляет порядка 2 процентов
Во-вторых, не надо бояться того, что большая часть читателей - "писатели". Сколько в России сегодня философствующей публики? Но при этом России за всю свою историю не произвела ни одного нерелигиозного философа мирового масштаба. Дай Бог, из тысяч неплохих поэтов сегодняшнего дня останется несколько имен, интересных через 100 лет!
В-третьх, я тоже об этом уже писал, на своем примере знаю, что хорошие сборники поэзии раскупаются.
Если стихи не приносят радости авторы, их и писать не стоит. А если приносят - на первое время достаточно одного-двух внимательных слушателей, а потом, со временем, они найдут своего читателя.
Наш главный читатель - время!!!
Слава - это любовь, она может приходить и через много-много лет... А живем мы сегодня. И часто - в довольно неблагоприятном для поэзии окружении. И поэтому каждое умное, доброе слово - сейчас! - стоит многого.
Вот и хотелось бы, чтобы сайт был таким местом, где можно было бы встретить это доброе и умное слово... А не взамольстивости и взаимолюбезности.
Игорь, обо всём этом интересно поговорить теоретически, но я думаю, что круг единомышленников или референтная группа на сайте маловероятны. Я вижу здесь разных авторов, очень далёких от единомыслия, да наверно так и интереснее. Возможны отдельные группы авторов на сайте, поэтика которых чем-то близка друг другу. Референтная группа скорее может быть у каждого своя, и находится она где-то за пределами сайта. Наверно от общения бывает польза, но решить свои проблемы каждый может только сам. Вообще сейчас поэзия действительно всё больше сводится к "приёмам", а пообщаться и написать что-то в русле лит.процесса — видимо, и это нормально, но этого как-то мало. Всё это очень индивидуально, а полезные советы редко кому помогают.
Это утверждение вовсе не в тему, Василий, но Вам отвечу
и…
Так вневременность, как мне кажется, не мешает каждому
времени порождать своё искусство.
И я бы не стал подразделять всё на свете на русское и
иностранное.
Среди этого иностранного полно всего, и зачастую между его
составляющими дистанция гораздо большего рамера, нежели между русским и каким-нибудь
компонентом иностранного)
По вашим стихам, Василий, не всегда понятно, когда именно
вы эмигрировали…
Не-не, бомжи далеко не
так просты, как это может показаться стороннему наблюдателю. И в плане выбора
ночлега очень даже разборчивы. А в штате Нью-Йорк (да и во многих других) есть
госпрограмма, по которой им предоставляют ваучеры на ночлег в мотелях. В зимнее
время они ими охотно пользуются. А летом – да – предпочитают свежий воздух.
А по поводу эмиграции… Это
раньше эмигранты теряли российское или советское гражданство и возможность
когда-либо ещё раз увидеть страну, в которой родились. Сейчас же всё не так ужасно.
У меня, лично, российское гражданство никто не отбирал. Есть и питерская
регистрация, и ИНН, и медстраховка. До недавнего времени я четыре-пять раз в
году летал в Россию, а каждое лето даже жил там около двух месяцев, работая
он-лайн. Вот в моём сознании всё и перемешалось: Ленинград, Петербург, Нью-Йорк.
Да полмира сейчас так живёт. А термин ”эмиграция” уже не несёт в себе былого
драматизма)
Думаю, что
поднятая Геннадием Казакевичем тема, несмотря на…
Игорь, вы спрашиваете,
где найти читателя? А где угодно, просто надо его заинтересовать материально – посадить
на оклад. Я и сам за малую толику готов стать читателем. А другим путём, думаю,
найти его не получится)
Думаю, что
поднятая Геннадием Казакевичем тема, несмотря на актуальность и важность, требует
терминологического и сущностного уточнения. Понятие «референтная группа» в
литературоведении (со времен Якобсона) имеет множество коннотаций и интерпретаций.
Чтобы понять, о чем идет речь, придется выделить а) читателя б) организатора
производства в) владельца проекта г) автора-исполнителя. Поскольку «у
современной поэзии читателя нет», то и ряд прежних очевидных "референтных групп" в современном литпроцессе отсутствует как
класс.
Начнем с авторов. Сайт суть его
авторы. Согласно терминологии Алисова, сайты делятся на «горизонтальные» и
«вертикальные». Сайт «Стихи. ру» – типичный горизонтальный сайт, где все
присутствующие на сайте авторы, вне зависимости от личного вклада в литпроцесс,
имеют свою минуту славы. Конечно, внутри такого рода сайтов идут свои иерархические процессы,
есть всякие платные ресурсы и фокус-группы, внутренние и внешние, но в общем ясно-понятно, что
никаких четких референтных групп (в понимании социологии и маркетинга) здесь
нет и не может быть. А что есть? Автор может войти в тусовку, может пообщаться
с себе подобными (что-то типа клуба собаководов), однако а) тут нет движения к
профессии, как его нет в клубе собаководов б) тут слишком много агрессии по
отношению к конкурентам, поскольку есть иллюзия, что медаль на грудь для собаки
возвысит владельца оной собаки (да ну? убьют из зависти!). Создание горизонтального сайта,
состоящего из одной большой «референтной группы», к которой будут подтягиваться
гипотетические «массы гениев», едва ли возможно.
Ясно-понятно, что теоретически можно
создать сайт (благо, это довольно дешево) из 200-300 единомышленников. Допустим
даже, что среди этих авторов удастся найти 50-60 тех, кто владеет словом
профессионально и при этом готов присутствовать «как автор» среди менее значимых
персонажей (что вряд ли).
Но тогда владелец проекта должен
быть спонсором проекта! Значит, проект будет существовать до тех пор, пока есть
на то спонсорские ресурсы. Прежние (совейские) журналы имели в качестве
«владельца проекта» тогдашних власть предержащих, что в целом оказалось мало
перспективным делом (СССрия рухнула, о чем можно сожалеть, или может не можно).
Сайт «Журнал «Эмигрантская лира» (на мой взгляд) в качестве «группы референтов»
имеет редакторский совет (что не ново), но я не понимаю тогда, в чем отличие
подобной системы от «толстых журналов» времен Советов. То же коммунистическое прошлое,
только в другом продуктовом наборе.
Во-первых, по поводу reference group. Здесь ты упростил, мне кажется. Кто-то, возможно, ищет и такое. Но это частный случай. Не буду говорить за других (выражаясь на одесский манер), скажу про себя. Такие сайты мне всегда были важны, как возможность "сверить часы", проверить, понимают ли меня. Я знаю, что мой метафорический и вообще внутренний мир отличается, и сильно, от других, читатели-поэты важны были для меня всегда как проверка ясности моего языка. С другой стороны, я понял, что по сути, мы с нашим метафорическим видением мира не нужны современному среднему человеку, что, подобно Кассандре, Мерлину, Катуллу, Вийону, у нас свой путь и немного взаимопонимания между подобными нам может его сильно скрасить.
Это одна из целей сайта.
Мне кажется, что поэты -трибуны - это вообще профанация поэзии. Мне никогда не был близок Евтушенко, у Маяковского мне нравятся только отдельные строчки, а те поэты, которых я любил, трибунами не были. А Тютчев и Арансон, например, вообще практически не были известны при жизни.
Поэт, хороший поэт, на мой взгляд, это Колумб (ну, на худой конец - Дрейк) в океанах психологии - индивидуальной и социальной. Он совершает свои открытия на своих кораблях-произведениях в одиночку или окруженный своей командой - любимыми поэтами, близкими....
И лучшее, чем может быть такой сайт, как наш, - это быть портом приписки или просто подзаправки.
Нужны ли нам авторы, которые не участвуют в дискуссиях? Конечно, нужны. Если в наш порт заходит красивый корабль, мы ему рады. Если команда этого корабля не просто зашла, но и хочет общаться - тем лучше (главное, чтобы до драк и резни не доходило), но мы рады всем, кто передвигается по морям поэзии самостоятельно, и тем более настоящим капитанам и первоткркывателям! Даже молчаливым....
Ответы 28
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить ответ.
Хорошие, новые идеи - это замечательно!
Но идеи без их осуществления остаются только идеями, нам очень нужны люди, которые их будут осуществлять.
Во-первых, наверное, надо связаться с другими сайтами и конкурсами и начать участвовать в конкрусах. Для этого нужен кто-то, кто взял бы на себя ответственность за связь с другими сайтами и конкурсами.
Лина, Вы прекрасно знаете, я уверен, все эти конкурсы, но, как я понял, не любите общаться с официальными лицами. Может быть, Вам объединиться с Дариусом, у вас может получится прекрасный дуэт, в результате которого наш сайт будет хорошо представлен на сетевых конкурсах и вообще в сети.
Дариус, Лина, что скажете?
По организации конкурсов, Лина, тоже надо найти кого-то Вам в помощь, а жюри, функционирование, и все остальное мы организуем. Может, кто-то и сам вызовется придумывать их и разрабатывать идеи вместе с вами, доводя их до стадии реализации?
В одиночку трудно, вдвоем - веселее, да и редколлегия и редсовет помогут...
А разве кто-то предлагает? :-)
Лина,
авторы с пустыми страницами - это еще и наследство , полученное от основателей портала. У нас не хватило пока времени, чтобы связаться с каждым из них, закрывать же эккаунты просто так, разумеется, неэтично и неразумно.
По поводу конкурсов и конкретики, я написал вам личное сообщение, посмотрите, п-та у себя в кабинете!
Юрий,
все-таки костер - это крайность. лучше - публиковать на сайте))
Кстати,…
Что есть, то есть!
Конечно, вы во многом правы, Михаил,
когда смотрите на проблему читателя…
Спасибо, Игорь,
этот респект - всем авторам сайта. Я - только хранитель ключей хостинга и менеджер. Настоящие хозяева - мы все. И каждый из нас - важен и нужен для сайта!
Верные, золотые слова, Михаил! Сколько авторов, столько мнений о том,…Юрий,
все-таки костер - это крайность. лучше - публиковать на сайте))
Кстати, поделюсь опытом: писать комментарии, преодолевая свою инертность, тоже интерсно, открываешь и в комментируемом стихе, и в себе самом новое...
Мне кажется, многие бояться общаться, с одной стороны, имея печальный опыт хамства и глупости, а с другой, - у нас у всех есть страх сделать ошибку, сказать что-то "неправильное". Этот страх пришел, думаю, со сталинских времен, он подознателен.... Самый банальный "например": сделаешь обычную опечатку, увидишь ее в опубликованном тексте, и ужас пронзает тело, как будто то там смертный приговор... Что кому в этот момент мерещится?
Игорь,
читатель найдется, уверяю Вас!
Во-первых, как я уже писал, у нас,…
Конечно, вы во многом правы, Михаил,
когда смотрите на проблему читателя "сверху"
с некой нравственной высоты
ну а я в своих разговорах пытаюсь посмотреть на ту же проблему
изнутри литературного процесса
и вот эта кочка зрения высвечивает другую сторону того же самого "читателя"
но уже конкретно-современного, даже массового
с которым имеют дело издатели
стонущие по поводу нераскупаемых тиражей (отчасти виноват Ковид)
ну а сайту и Вам лично мой респект
сайт вполне смотрится
Игорь,
читатель найдется, уверяю Вас!
Во-первых, как я уже писал, у нас,…
Верные, золотые слова, Михаил! Сколько авторов, столько мнений о том, стоит или не стоит делать предметом обсуждения свои опусы... Если свобода выбора не пустой звук, а это действительно так, то есть отклики или нет их - дело десятое! Бывают стихи - нравятся очень, а сказать о них по существу ничего не можешь , ибо душа с душою говорит, как звезда с звездою..."Есть рѣчи — значеньеТемно иль ничтожно,
Но имъ безъ волненья
Внимать невозможно."
Ткнешь пальчем вверх, всплакнешь и пойдешь дальше!
Через сто лет сегодняшние спорщики канут в Лету, но это, опять же, вещь априорная... "Мы все уходим понемногу..."... Что ни автор, то гений, только два недостатка: красота и скромность...
Друг у меня есть, - француз, пишущий на русском языке, - Жорж де Гаден, публикующий свои гениальные стихи весьма своеобразно: выходит в сад над озером, разжигает костер, читает громко, только что написанные стихи, взгляд устремив к звездам, крест накрест разрывает лист, и бросает в огонь... Спрашиваю: "Зачем это?.." Вещь, мол, значительная!.. Улыбаясь, говорит: " Не люблю суеты. Рожденная мысль, в живой Вселенной не пропадает. Тем более, что все настоящее, то бишь все сущее вне Сущего не существует. Если эти стихи, которые я только что "опубликовал", кто-то, более нуждающийся в них, подберет, и откроет, как закон всемирного тяготения, я буду только счастлив"...
Вот такие пироги, дамы и господа!
Думаю, что поднятая Геннадием Казакевичем тема, несмотря на…
Игорь,
читатель найдется, уверяю Вас!
Во-первых, как я уже писал, у нас, без всякой рекламы, каждую неделю увеличение количества поиска сайта и выход на него - новых читателей! - составляет порядка 2 процентов
Во-вторых, не надо бояться того, что большая часть читателей - "писатели". Сколько в России сегодня философствующей публики? Но при этом России за всю свою историю не произвела ни одного нерелигиозного философа мирового масштаба. Дай Бог, из тысяч неплохих поэтов сегодняшнего дня останется несколько имен, интересных через 100 лет!
В-третьх, я тоже об этом уже писал, на своем примере знаю, что хорошие сборники поэзии раскупаются.
Если стихи не приносят радости авторы, их и писать не стоит. А если приносят - на первое время достаточно одного-двух внимательных слушателей, а потом, со временем, они найдут своего читателя.
Наш главный читатель - время!!!
Слава - это любовь, она может приходить и через много-много лет... А живем мы сегодня. И часто - в довольно неблагоприятном для поэзии окружении. И поэтому каждое умное, доброе слово - сейчас! - стоит многого.
Вот и хотелось бы, чтобы сайт был таким местом, где можно было бы встретить это доброе и умное слово... А не взамольстивости и взаимолюбезности.
Я уже говорил Алисову, скажу и Вам, Василий
мне лично важно,…
Игорь, обо всём этом интересно поговорить теоретически, но я думаю, что круг единомышленников или референтная группа на сайте маловероятны. Я вижу здесь разных авторов, очень далёких от единомыслия, да наверно так и интереснее. Возможны отдельные группы авторов на сайте, поэтика которых чем-то близка друг другу. Референтная группа скорее может быть у каждого своя, и находится она где-то за пределами сайта.
Наверно от общения бывает польза, но решить свои проблемы каждый может только сам. Вообще сейчас поэзия действительно всё больше сводится к "приёмам", а пообщаться и написать что-то в русле лит.процесса — видимо, и это нормально, но этого как-то мало. Всё это очень индивидуально, а полезные советы редко кому помогают.
Так вневременность, как мне кажется, не мешает каждому времени…
Я уже говорил Алисову, скажу и Вам, Василий
мне лично важно, чтобы Вы имели свое мнение и его отстаивали
для меня важно слышать чужое мнение, поскольку свое собственное
я слышу каждый день (правда, жене надоедает, и я порой
получаю от нее сковородкой)
ну это как бы азы
так сформулируйте пост!
об иностранном и русском
о мечте и реальности
или о чем-нибудь еще, я с удовольствием поддержу разговор
но Геннадий задал конкретную тему, которой надо придерживаться
а стихи у вас Василий классные!
поверьте, я не обманываю!
Это утверждение вовсе не в тему, Василий, но Вам отвечу
и…
Так вневременность, как мне кажется, не мешает каждому времени порождать своё искусство.
И я бы не стал подразделять всё на свете на русское и иностранное.
Среди этого иностранного полно всего, и зачастую между его составляющими дистанция гораздо большего рамера, нежели между русским и каким-нибудь компонентом иностранного)
Ну, “Каждому времени – своё искусство.”)
Это утверждение вовсе не в тему, Василий, но Вам отвечу
и вот почему
в вашей поэтике (в отличие от "искусства для времени")
есть нота вне времени, которая по сути противоречит
вашим же декларациям
нет, поверьте уж мне как критику, в ваших стихах
нет ни грана сиюминутности. все подлинное
другое дело, что вы, видимо, плохо понимаете все иностранное
(в отличие от Крушельницкого)
а берете как данность исконно русское
а где жить это личный выбор каждого
термин "русская поэзия" тоже не несет в себе того драматизма,
что…
Ну, “Каждому времени – своё искусство.”)
Не-не, бомжи далеко не так просты, как это может…
термин "русская поэзия" тоже не несет в себе того драматизма,
что предполагался во времена Первой эмиграции
потом все как-то стерлось
и поэзия нового времени стала напропалую использовать то
(как литературный прием), что раньше казалось "строчками,
идущими с кровью из горла"
одно дело референтная группа зэков уровня Мандельштама
другое - референтное "уррааа", вписанное в историю литературы пером (ну, может, и не "пером"...)
Георгия Иванова
По вашим стихам, Василий, не всегда понятно, когда именно
вы эмигрировали…
Не-не, бомжи далеко не так просты, как это может показаться стороннему наблюдателю. И в плане выбора ночлега очень даже разборчивы. А в штате Нью-Йорк (да и во многих других) есть госпрограмма, по которой им предоставляют ваучеры на ночлег в мотелях. В зимнее время они ими охотно пользуются. А летом – да – предпочитают свежий воздух.
А по поводу эмиграции… Это раньше эмигранты теряли российское или советское гражданство и возможность когда-либо ещё раз увидеть страну, в которой родились. Сейчас же всё не так ужасно. У меня, лично, российское гражданство никто не отбирал. Есть и питерская регистрация, и ИНН, и медстраховка. До недавнего времени я четыре-пять раз в году летал в Россию, а каждое лето даже жил там около двух месяцев, работая он-лайн. Вот в моём сознании всё и перемешалось: Ленинград, Петербург, Нью-Йорк. Да полмира сейчас так живёт. А термин ”эмиграция” уже не несёт в себе былого драматизма)
Игорь, вы спрашиваете, где найти читателя? А где угодно,…
По вашим стихам, Василий, не всегда понятно, когда именно
вы эмигрировали из совдепии, а главное - куда именно
у меня складывается впечатление, что вы эмигрировали из
(причем без виз)
из ленинграда 90-тых прямиком в Петербург Достоевского!
что не мешает вашим бомжам спать под мостом где-нибудь в Париже!
А какой хрен бомжам где спать?
на мойке или в мойке?
Думаю, что поднятая Геннадием Казакевичем тема, несмотря на…
Игорь, вы спрашиваете, где найти читателя? А где угодно, просто надо его заинтересовать материально – посадить на оклад. Я и сам за малую толику готов стать читателем. А другим путём, думаю, найти его не получится)
Думаю, что поднятая Геннадием Казакевичем тема, несмотря на актуальность и важность, требует терминологического и сущностного уточнения. Понятие «референтная группа» в литературоведении (со времен Якобсона) имеет множество коннотаций и интерпретаций. Чтобы понять, о чем идет речь, придется выделить а) читателя б) организатора производства в) владельца проекта г) автора-исполнителя. Поскольку «у современной поэзии читателя нет», то и ряд прежних очевидных "референтных групп" в современном литпроцессе отсутствует как класс.
Начнем с авторов. Сайт суть его авторы. Согласно терминологии Алисова, сайты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные». Сайт «Стихи. ру» – типичный горизонтальный сайт, где все присутствующие на сайте авторы, вне зависимости от личного вклада в литпроцесс, имеют свою минуту славы. Конечно, внутри такого рода сайтов идут свои иерархические процессы, есть всякие платные ресурсы и фокус-группы, внутренние и внешние, но в общем ясно-понятно, что никаких четких референтных групп (в понимании социологии и маркетинга) здесь нет и не может быть. А что есть? Автор может войти в тусовку, может пообщаться с себе подобными (что-то типа клуба собаководов), однако а) тут нет движения к профессии, как его нет в клубе собаководов б) тут слишком много агрессии по отношению к конкурентам, поскольку есть иллюзия, что медаль на грудь для собаки возвысит владельца оной собаки (да ну? убьют из зависти!). Создание горизонтального сайта, состоящего из одной большой «референтной группы», к которой будут подтягиваться гипотетические «массы гениев», едва ли возможно.
Ясно-понятно, что теоретически можно создать сайт (благо, это довольно дешево) из 200-300 единомышленников. Допустим даже, что среди этих авторов удастся найти 50-60 тех, кто владеет словом профессионально и при этом готов присутствовать «как автор» среди менее значимых персонажей (что вряд ли).
Но тогда владелец проекта должен быть спонсором проекта! Значит, проект будет существовать до тех пор, пока есть на то спонсорские ресурсы. Прежние (совейские) журналы имели в качестве «владельца проекта» тогдашних власть предержащих, что в целом оказалось мало перспективным делом (СССрия рухнула, о чем можно сожалеть, или может не можно). Сайт «Журнал «Эмигрантская лира» (на мой взгляд) в качестве «группы референтов» имеет редакторский совет (что не ново), но я не понимаю тогда, в чем отличие подобной системы от «толстых журналов» времен Советов. То же коммунистическое прошлое, только в другом продуктовом наборе.
Но главное: где найти читателей?
Гена,
по-моему тема супер интересная!
Во-первых, по поводу reference group. Здесь ты упростил,…
Спасибо, Миша! Мне кажется разница только - в словах. "Сверить часы" это - что сделать; "Reference group" - с кем..
Гена,
по-моему тема супер интересная!
Во-первых, по поводу reference group. Здесь ты упростил, мне кажется. Кто-то, возможно, ищет и такое. Но это частный случай. Не буду говорить за других (выражаясь на одесский манер), скажу про себя. Такие сайты мне всегда были важны, как возможность "сверить часы", проверить, понимают ли меня. Я знаю, что мой метафорический и вообще внутренний мир отличается, и сильно, от других, читатели-поэты важны были для меня всегда как проверка ясности моего языка. С другой стороны, я понял, что по сути, мы с нашим метафорическим видением мира не нужны современному среднему человеку, что, подобно Кассандре, Мерлину, Катуллу, Вийону, у нас свой путь и немного взаимопонимания между подобными нам может его сильно скрасить.
Это одна из целей сайта.
Мне кажется, что поэты -трибуны - это вообще профанация поэзии. Мне никогда не был близок Евтушенко, у Маяковского мне нравятся только отдельные строчки, а те поэты, которых я любил, трибунами не были. А Тютчев и Арансон, например, вообще практически не были известны при жизни.
Поэт, хороший поэт, на мой взгляд, это Колумб (ну, на худой конец - Дрейк) в океанах психологии - индивидуальной и социальной. Он совершает свои открытия на своих кораблях-произведениях в одиночку или окруженный своей командой - любимыми поэтами, близкими....
И лучшее, чем может быть такой сайт, как наш, - это быть портом приписки или просто подзаправки.
Нужны ли нам авторы, которые не участвуют в дискуссиях? Конечно, нужны. Если в наш порт заходит красивый корабль, мы ему рады. Если команда этого корабля не просто зашла, но и хочет общаться - тем лучше (главное, чтобы до драк и резни не доходило), но мы рады всем, кто передвигается по морям поэзии самостоятельно, и тем более настоящим капитанам и первоткркывателям! Даже молчаливым....